Главная » Конспекты логопедических занятий» Конспект фронтального лексико-грамматического занятия [Устное народное творчество]

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия [Устное народное творчество]

Шеянова Ольга Викторовна

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Цель: формирование коммуникативной функции речи.

Коррекционно-образовательная задача: обогащать речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации; активизировать словарь по теме «Элементы русского быта».

Коррекционно-развивающая задача: развивать артикуляционную и общую моторику, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, память.

Коррекционно-воспитательная задача: обогащать эмоциональное развитие детей, прививать любовь к русской культуре.

Оборудование: элементы интерьера русской избы и предметы обихода, деревянные ложки; костюм сороки-вороны; костюмы детей для посещения музея; кроссворд; диск с плясовой мелодией «Калинка», диск с русскими народными сказками «Волк и семеро козлят», «Жихарка»; плоскостное изображение Сороки-вороны; атрибуты к драматизации сказок.

Предварительная работа: подготовка детей к драматизации русских народных сказок, заучивание детьми отрывков из сказок, работа с ребёнком – «сорокой-вороной.

Словарная работа: коромысло, печка, рушник, чугунок, скамья, прялка.

Примечание: занятие проводится на базе музея «Русский быт».

Ход занятия

I. Организационный момент.
II. Введение в тему.

Логопед – Сегодня у нас необычная встреча. Почему? К нам пришли ребята младшего возраста. Постараемся заинтересовать их! Послушайте и узнайте, чьи это голоса.

Звучит аудиозапись голосов птиц.

Дети – Так поют птички.

III. Сообщение темы.

Логопед – Сейчас мы с вами отправимся в гости к одной из них. А к кому – подскажете вы.

На доске плоскостное изображение Сороки-вороны.

Логопед –  Кто это?

Дети – Это Сорока-ворона.

Логопед – Как вы догадались, что это Сорока-ворона?

1-й ребёнок –  На ней расписная рубашка.

2-й ребёнок –  На голове у неё платочек.

Обобщение логопедом –  Да, ребята, вы видите Сороку-ворону. На ней расписная рубашка в русском стиле, на голове платочек, а на плечи наброшен расписной платок с кистями.

Логопед –  Будем собираться к Сороке-вороне в гости.

Детям раздаются  платочки, косынки, фартучки, бусы, кепки.

IV. Работа по теме (потешка).

Логопед – Посмотрите друг на друга. Какие вы нарядные! А мы покажем Сороке-вороне, как красиво научились говорить?

Дети – Да!

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед –  Подготовим наши органы артикуляции к красивой речи!

Дети берут индивидуальные зеркала и проводится общий комплекс артикуляционной гимнастики.

2. «В гостях у Сороки-вороны».

Дети строятся и идут в музей русского быта.

Дети – Тук-тук! Здесь живёт Сорока-ворона?

Сорока-ворона встречает детей. Роль сороки-вороны исполняет девочка подготовительной группы. На ней костюм: расписная рубашка, платок, бусы, шаль, «клюв», «крылья».

Сорока-ворона – Здравствуйте, гости дорогие! Входите! Вот мой дом! Смотрите, как я живу!

Сорока-ворона обращает внимание детей на стоящие рядом предметы: коромысло, печку, рушники, чугунок, скамью, прялку.

Сорока-ворона – Вот чугунок! Вот печка: здесь я пироги пеку да калачи, баранки да крендельки!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, всё с печи!

Все румяны, горячи!

Сорока-ворона показывает блюдо с «пирожками», угощает детей. Дети благодарят Сороку-ворону.

Логопед –  Ой, подождите, горячи, горячи! Подуем на них.

3. Дыхательная гимнастика.

Дети берут в руки «пирожки», дуют на них.

4. «Рассказ Сороки-вороны».

Логопед – А сейчас расскажи, где ты летала, да что ты видала? Ребята, попросим вместе: «Сорока-ворона! Где была?»

Сорока-ворона –  Далеко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала!

В это время Сорока-ворона достаёт из печки ухватом горшочек с «кашей», ставит его на стол.

Логопед и дети – Сорока-ворона! Где была?

Сорока-ворона – Далеко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала! Этим дала в чашечке, этим  – в поварёшечке. Этим  – на ложечке. А  этому – масленичек!

Сорока-ворона раскладывает детям «кашу» из горшочка в приготовленную посуду. Дети «едят» кашу.

Логопед и дети – Нам понравилась твоя каша! Спасибо!

V. Закрепление (потешка).

Логопед –  Ребята, споём песенку и сыграем на ложках для Сороки-вороны!

Потешка повторяется от начала до конца. Проговаривание и пропевание потешки идёт совместно с логопедом. При этом дети отбивают ритм песенки на деревянных ложках.

Сорока-ворона – А я хотела бы для вас поплясать! Кому знакома русская пляска?

Включается музыка «Калинка», дети совместно с Сорокой-вороной пляшут.

Логопед – Ребята, нам пора уже домой! Давайте ещё раз споём песенку для Сороки-вороны!

Исполняется потешка в медленном темпе в ритме колыбельной.

Логопед – Ребята, скажем Сороке-вороне «спасибо»! Пригласим её к нам в гости!

Дети прощаются и возвращаются в группу.

VI. Продолжение работы по теме (русская народная сказка).

1. Рассказ логопеда.

Логопед – Ребята! «Сорока-Ворона» – это потешка, произведение устного народного творчества для малышей. С вами хотела бы я вспомнить русские народные сказки. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, темноты, пытались защититься от этого. Стремился русский народ к хорошей жизни! Люди мечтали! Так постепенно рождались сказки! Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Сказки – это устное народное творчество. Долгими зимними вечерами собирались люди в доме, зажигали свечу и рассказывали свои сказки. Вы много знаете русских народных сказок?

Заслушиваются ответы детей.

2. Задание «Узнай сказку по фрагменту»

Логопед – Узнайте сказку!

  • Просмотр фрагментов (диск): «Волк и семеро козлят», «Жихарка».
  • Драматизация (отрывок) сказки «Гуси-лебеди»

В роли Алёнушки – Н., в роли Яблоньки – Л.

Логопед – Как называется сказка? Кто её сочинил? Почему гуси-лебеди украли братца? Почему Алёнушке помогали печка, яблоня, река?

  • «Узнайте сказку по словам её героев!»

К. и П. зачитывают наизусть тексты.

Несёт меня лиса                                            Ку-ка-реку!

За тёмные леса,                                             Иду на ногах

За быстрые реки,                                          В красных сапогах

За высокие горы…                                       Несу косу на плечах:

Кот и дрозд, спасите меня!…                      Хочу лису посечи,

Обобщение: Любите сказки! Читайте их, рассказывайте их своим младшим братьям и сёстрам!

VII. Итог.

VIII. Оценка деятельности детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять