Конспект фронтального лексико-грамматического занятия [Устное народное творчество]
Шеянова Ольга Викторовна
Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,
город Новокузнецк
Цель: формирование коммуникативной функции речи.
Коррекционно-образовательная задача: обогащать речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации; активизировать словарь по теме «Элементы русского быта».
Коррекционно-развивающая задача: развивать артикуляционную и общую моторику, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, память.
Коррекционно-воспитательная задача: обогащать эмоциональное развитие детей, прививать любовь к русской культуре.
Оборудование: элементы интерьера русской избы и предметы обихода, деревянные ложки; костюм сороки-вороны; костюмы детей для посещения музея; кроссворд; диск с плясовой мелодией «Калинка», диск с русскими народными сказками «Волк и семеро козлят», «Жихарка»; плоскостное изображение Сороки-вороны; атрибуты к драматизации сказок.
Предварительная работа: подготовка детей к драматизации русских народных сказок, заучивание детьми отрывков из сказок, работа с ребёнком – «сорокой-вороной.
Словарная работа: коромысло, печка, рушник, чугунок, скамья, прялка.
Примечание: занятие проводится на базе музея «Русский быт».
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
Логопед – Сегодня у нас необычная встреча. Почему? К нам пришли ребята младшего возраста. Постараемся заинтересовать их! Послушайте и узнайте, чьи это голоса.
Звучит аудиозапись голосов птиц.
Дети – Так поют птички.
III. Сообщение темы.
Логопед – Сейчас мы с вами отправимся в гости к одной из них. А к кому – подскажете вы.
На доске плоскостное изображение Сороки-вороны.
Логопед – Кто это?
Дети – Это Сорока-ворона.
Логопед – Как вы догадались, что это Сорока-ворона?
1-й ребёнок – На ней расписная рубашка.
2-й ребёнок – На голове у неё платочек.
Обобщение логопедом – Да, ребята, вы видите Сороку-ворону. На ней расписная рубашка в русском стиле, на голове платочек, а на плечи наброшен расписной платок с кистями.
Логопед – Будем собираться к Сороке-вороне в гости.
Детям раздаются платочки, косынки, фартучки, бусы, кепки.
IV. Работа по теме (потешка).
Логопед – Посмотрите друг на друга. Какие вы нарядные! А мы покажем Сороке-вороне, как красиво научились говорить?
Дети – Да!
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед – Подготовим наши органы артикуляции к красивой речи!
Дети берут индивидуальные зеркала и проводится общий комплекс артикуляционной гимнастики.
2. «В гостях у Сороки-вороны».
Дети строятся и идут в музей русского быта.
Дети – Тук-тук! Здесь живёт Сорока-ворона?
Сорока-ворона встречает детей. Роль сороки-вороны исполняет девочка подготовительной группы. На ней костюм: расписная рубашка, платок, бусы, шаль, «клюв», «крылья».
Сорока-ворона – Здравствуйте, гости дорогие! Входите! Вот мой дом! Смотрите, как я живу!
Сорока-ворона обращает внимание детей на стоящие рядом предметы: коромысло, печку, рушники, чугунок, скамью, прялку.
Сорока-ворона – Вот чугунок! Вот печка: здесь я пироги пеку да калачи, баранки да крендельки!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, всё с печи!
Все румяны, горячи!
Сорока-ворона показывает блюдо с «пирожками», угощает детей. Дети благодарят Сороку-ворону.
Логопед – Ой, подождите, горячи, горячи! Подуем на них.
3. Дыхательная гимнастика.
Дети берут в руки «пирожки», дуют на них.
4. «Рассказ Сороки-вороны».
Логопед – А сейчас расскажи, где ты летала, да что ты видала? Ребята, попросим вместе: «Сорока-ворона! Где была?»
Сорока-ворона – Далеко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала!
В это время Сорока-ворона достаёт из печки ухватом горшочек с «кашей», ставит его на стол.
Логопед и дети – Сорока-ворона! Где была?
Сорока-ворона – Далеко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала! Этим дала в чашечке, этим – в поварёшечке. Этим – на ложечке. А этому – масленичек!
Сорока-ворона раскладывает детям «кашу» из горшочка в приготовленную посуду. Дети «едят» кашу.
Логопед и дети – Нам понравилась твоя каша! Спасибо!
V. Закрепление (потешка).
Логопед – Ребята, споём песенку и сыграем на ложках для Сороки-вороны!
Потешка повторяется от начала до конца. Проговаривание и пропевание потешки идёт совместно с логопедом. При этом дети отбивают ритм песенки на деревянных ложках.
Сорока-ворона – А я хотела бы для вас поплясать! Кому знакома русская пляска?
Включается музыка «Калинка», дети совместно с Сорокой-вороной пляшут.
Логопед – Ребята, нам пора уже домой! Давайте ещё раз споём песенку для Сороки-вороны!
Исполняется потешка в медленном темпе в ритме колыбельной.
Логопед – Ребята, скажем Сороке-вороне «спасибо»! Пригласим её к нам в гости!
Дети прощаются и возвращаются в группу.
VI. Продолжение работы по теме (русская народная сказка).
1. Рассказ логопеда.
Логопед – Ребята! «Сорока-Ворона» – это потешка, произведение устного народного творчества для малышей. С вами хотела бы я вспомнить русские народные сказки. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, темноты, пытались защититься от этого. Стремился русский народ к хорошей жизни! Люди мечтали! Так постепенно рождались сказки! Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Сказки – это устное народное творчество. Долгими зимними вечерами собирались люди в доме, зажигали свечу и рассказывали свои сказки. Вы много знаете русских народных сказок?
Заслушиваются ответы детей.
2. Задание «Узнай сказку по фрагменту»
Логопед – Узнайте сказку!
- Просмотр фрагментов (диск): «Волк и семеро козлят», «Жихарка».
- Драматизация (отрывок) сказки «Гуси-лебеди»
В роли Алёнушки – Н., в роли Яблоньки – Л.
Логопед – Как называется сказка? Кто её сочинил? Почему гуси-лебеди украли братца? Почему Алёнушке помогали печка, яблоня, река?
- «Узнайте сказку по словам её героев!»
К. и П. зачитывают наизусть тексты.
Несёт меня лиса Ку-ка-реку!
За тёмные леса, Иду на ногах
За быстрые реки, В красных сапогах
За высокие горы… Несу косу на плечах:
Кот и дрозд, спасите меня!… Хочу лису посечи,
Обобщение: Любите сказки! Читайте их, рассказывайте их своим младшим братьям и сёстрам!
VII. Итог.
VIII. Оценка деятельности детей.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект лексико-грамматического занятия [Прогулка в осенний лес]
- Конспект грамматического занятия [Профессии]
- Конспект занятия в старшей группе по теме: [Звуки С и Сь]