Организация работы с родителями в рамках консилиума детского сада
Кривошеева И.В.
Учитель-логопед высшей категории
МДОУ №1 г.Курганинска
Краснодарского края
Подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе требует от дошкольных образовательных учреждений определения психологической, эмоциональной, физической и социальной готовности ребёнка к школьному обучению на разных ступенях воспитания и обучения. Эти требования могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям и содержанию коррекционно-образовательного процесса. Структурно-содержательное оформление системы коррекционно-логопедического образования со всей очевидностью обозначает проблему ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии как приоритетную и требующую поиска эффективных мер и способов для своего решения.
Резкое снижение психофизического, психоневрологического здоровья детей на фоне социально-педагогической запущенности и ухудшения социального положения детей в малообеспеченных семьях, семьях “группы риска” привело к увеличению количества детей с проблемами в развитии и к созданию в ДОУ психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк).
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Проведя анализ состояния физического и психического здоровья воспитанников ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания условий для организации качественного дошкольного образования для детей с индивидуальными потребностями в связи с чем и был создан консилиум в ДОУ.
В основе деятельности психолого-медико-педагогического консилиума лежат следующие нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Письмо Министерства образования РФ «Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательных учреждениях» от 27.03.2000 №27/901 – 6.
4. Положение о ПМПк
Целью ПМПк является обеспечение системы профессиональной деятельности “команды” специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде.
Как показывает опыт, чтобы деятельность ПМПк стала эффективной, необходимо внедрить комплексный подход к решению проблем ребёнка, обеспечить сплочённость действий специалистов консилиума и родителей детей.
- Направлением деятельности ПМПк стала разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка;
- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ним;
- выработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми;
- консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
- организация и проведение методических консультаций специалистами ПМПк.
Для реализации данных задач специалистам ПМПк, педагогам ДОУ и родителям нужно было:
- выработать общие взгляды на понятия и принципы сопровождения ребёнка в детском саду. Готовность к восприятию такого вида помощи, как консилиум, прежде всего складывается из готовности к новым взглядам и видам деятельности:
- уметь давать и принимать решения рекомендательного характера;
- ответственность за решение проблем ребёнка остаётся за его родителями;
- стремиться решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребёнка;
- обеспечивать непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа:
- Подготовительный (сентябрь)
- Промежуточный (ноябрь, февраль)
- Итоговый (май)
В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов. На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С каждым из их родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении и заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Как правило, этим занимается руководитель ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.
На этом заседании также оформляется:
- Журнал записи детей на ПМПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициатор обращения.
- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк, который заполняется на каждом заседании.
- Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на ПМПк
Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят членов консилиума с планами работы с детьми, имеющими особенности речевого и психофизиологического развития. Совместно составляются план работы ПМПк, график заседаний, утверждается комплексная система коррекционной работы в ДОУ.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей в состав ПМПк дошкольного учреждения мы включили следующих специалистов:
- Заведующую;
- Старшего логопеда;
- Старшего воспитателя;
- Учителя-логопеда;
- Педагога-психолога;
- Медицинского работника;
- Воспитателей старшей и подготовительной групп.
Консилиум проводится под руководством председателя (старшего логопеда)
Председатель ПМПк не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблем в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
Каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например, педагог-психолог на основе результатов диагностики старших дошкольников выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующим возрастной норме. Далее с ним проводятся углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. После чего на каждого ребенка заполняется представление педагога-психолога.
Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей, выявляя дошкольников со сложными речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление.
Воспитатели составляют на детей, имеющих отклонения в психо-речевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания.
Медицинский работник представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории развития.
Заведующий контролирует деятельность ПМПк.
Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
Заслушиваются воспитатели ДОУ, медицинские работники. Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями. Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений
В ноябре на втором плановом заседании (промежуточный этап) обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психо-речевом развитии.
Председатель дает возможность выступить всем специалистам по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы. После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указания диагноза) с общими рекомендациями. Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа предполагает совместное определение содержания коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений. При необходимости более углубленной диагностики, мы рекомендуем родителям обратиться в районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Коллегиальное заключение комиссии доводится до сведения родителей на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми.
В феврале проводится третье плановое (промежуточное) заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низкими показателями изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.
В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены ПМПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год и подводятся итоги.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос:
«Что мы делаем дальше?»
Основными функциями ПМПк являются диагностическая и методическая (консультационная).
Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития .Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.
Исходя из приоритетных направлений, выделенных членами ПМПк для работы с детьми, определяется содержание методической работы специалистов ДОУ. В годовых планах работы педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя освещается тематика выступлений на заседаниях методических объединений педагогов и родительских собраниях, перечень и сроки групповых и индивидуальных консультаций для воспитателей, родителей.
Как показывает практика, для полноценного речевого развития до-
школьников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. В нашем детском саду работа с родителями проводится в разных формах и по определенной системе
Индивидуальное консультирование родителей
На протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами ПМПк.
Психоневролог консультирует родителей по вопросам:
– подбора медикаментозных средств;
– выбора и корректировки схемы лечения в соответствии с динамикой обучения (или отсутствием таковой).
Психолог:
– исследует личностные особенности детей;
– консультирует родителей по результатам диагностического обследования;
– помогает скорректировать условия семейного воспитания.
Логопед:
– в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
– обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
– показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;
– подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Задача учителя – логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Групповые формы работы с родителями
- Дни открытых дверей.
- Анкетирование.
- Тематические консультации.
- Родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми.
- Оформление информационно-методических выставок для родителей.
Работу с родителями детей, поступивших в специальные группы, мы выстраиваем поэтапно и начинаем не с традиционного родительского собрания, а с Дня открытых дверей. Родители знают о том, что в саду есть логопед, психолог, но не вполне понимают, чем занимаются эти специалисты. Родители смогут пройти не только по группам, но и посетить, например медицинский кабинет, где их познакомят с программой оздоровления детей, кабинеты логопеда, психолога, музыкального руководителя.
Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь.
Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих логопедические группы. Еженедельно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов:
– «Тренируем язычок»;
– «Тренируем пальчики – развиваем речь»;
– «Друзья из книжки»;
– «Как учить стихи играючи»;
– «Я учусь наблюдать и запоминать»;
– «Советы логопеда»;
– «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»;
– «Я учусь рассказывать, пересказывать»;
– «Игры для обучения грамоте»;
– «Леворукий ребенок».
Для родителей детей, посещающих старшие группы детского сада, организован родительский клуб «Скоро в школу»». Выступая перед родителями, логопед рассказывает об особенностях работы с детьми в специальных (коррекционных) группах, дает советы родителям детей с нарушениями речи,
организуется просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. В начале года на занятиях показываются приемы работы по развитию речи, обучению грамоте, а в конце родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Все это способствует формированию у родителей адекватной оценки развития их детей.
Кроме того, родителям предлагаются тематические консультации:
– «Коррекция речевых нарушений, задержки психического развития»;
– «Я учусь писать»;
– «Я учусь читать»;
– «Проблемы подготовки к школе».
Знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой.
Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начали практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Он включает в себя массаж языка, губ, щек и скул. Родителей обучаем приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Во время занятий дети и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации
В мае мы знакомим родителей с итогами обучения детей за истекший срок. Это знакомство может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной. Иногда проводим открытое занятие по звукопроизношению или занятие – развлечение (например, «Праздник звука Р») или предлагаем родителям обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.
Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях. И все мы понимаем, что только благодаря внедрению комплексного подхода к решению проблем ребёнка, совместным усилиям родителей, медиков и педагогов можно достичь положительных результатов в работе с нашими детьми.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Маме на карандаш:
- Сценарий родительского собрания в форме досуга [Счастливый случай]
- Консультации ввиде буклетов для родителей [левша и уздечка]
- Взаимодействие педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений
Актуальный полезный материал для работы коррекционных детских садов, особенно сейчас. когда требуют организацию консилиумов в ДОУ. Спасибо, вы молодцы!
Спасибо, вы молодцы очень замечательная статья, полезна начинающим, так держать!
спасибо за статью
Спасибо за статью . Вот бы нашим специалистам в саду почитать и понять смысл работы.
Подскажите, с чего нужно начать, и куда писать, чтобы логопед, психолог начали бесплатно заниматься с ребёнком в детском саду? Дело в том,что именно эти специалисты поставили меня в известность, что моему сыну требуется доп.логопедическая помощь для лучшей успеваемости и направили на цпмпк, но там нам сказали, что с вашим ребенком все хорошо, есть небольшие отклонения в речи, но это временное явление, сказали что заключение цпмпк даётся детям с ОВЗ или инвалидностью, чего у нас нет. А с моим ребёнком должны заниматься в саду бесплатно те же логопеды и психологи, хотя в саду говорят, что раз не дали заключение цпмпк, то занятия для ребенка могут быть только платными. Кому верить и куда жаловаться?