Главная » Конспекты логопедических занятий» Конспект занятия в старшей группе по теме: [Звуки С и Сь]

Конспект занятия в старшей группе по теме: [Звуки С и Сь]

Жгутова Ирина Владимировна

учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного  учреждения  детский сад № 1 г. Курганинска

Пояснительная записка:

Дети,  имеющие нарушения речи страдают несформированностью фонематических процессов, часто рассеянные, невнимательные. Поэтому в своей работе я использую разнообразные нетрадиционные приемы, которые вызывают у детей интерес к самому процессу коррекции, но в тоже время являются оптимальными  в работе учителя – логопеда.  В конспекте занятия представлены разные приемы: это адаптированный японский лечебный массаж, который  проводится после того, как дети запомнят название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Он способствует успешному целенаправленному развитию моторики рук, которая необходима при подготовке руки к письму, а также японский массаж очень эффективен для нормализации психофизического самочувствия детей. японский массаж можно провожу   на занятиях вместо физ. минуток. Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.

Следующий прием – это применение биоэнергопластики, которое  эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Сущность этого приема заключается в одновременной работе органов артикуляционного аппарата и пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений

Одним  из эффективных приемов – использование в работе моделирования артикуляции звука. Они отражают артикуляционный уклад в момент произнесения звука, знакомят ребенка с основными свойствами  и отношениями мира звуков. Ребенок не различив  на слух какой- либо звук , может воспользоваться подсказкой в виде моделей. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков. Модели гласных звуков  обозначаются красным цветом, а модели  согласных  твердых – синим, согласных мягких – зеленым.

Т.е., применение  моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.

Все эти приемы коррекции речи я использую в работе с детьми дошкольного возраста. Представленный конспект занятия относится к разделу формирования у детей звукопроизношения. Сценарий конспекта рассчитан на подгруппу  5-6  детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Конспект занятия Звуки С и Сь

Цель: дать ребёнку представление о положении речевых органов при произнесении звука.

обучать ребёнка навыкам звукового анализ.

Развивать фонематический слух; расширение словарного запаса у ребёнка;  учить ребёнка определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, схемы звуков ,шишки для японского массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук.

Ход занятия:

1 Организационный момент:

Логопед просит детей, определить с каким,  звуком будем знакомиться.

Распластай язык  по шире,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

– Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Дети: Будем говорить о звуке «с».

Логопед: Правильно. При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает. Посмотрите в зеркала И давайте выполним гимнастику для языка, чтобы он хорошо говорил.

(Проводится биоэнергопластика). Дети выполняют упражнения.

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. Губы находятся в улыбке.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы вытянуты в трубочку, зубы при этом сомкнуты.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. Рот открыт, широкий  язык лежит на нижней губе неподвижно.

Логопед: Кто может дать характеристику звуку «с»?

Алена: Звук С – глухой согласный звук, потому что голос не работает.

Логопед: Правильно.

Логопед: Как это проверить?

Саша: Приложить  ладонь к горлу и произнеси «С-С-С»,  горлышко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

модели звука с

2. Основная часть.

А) Игра «Ловушки».

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки,  а дети  хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: – Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С, то должны его поймать в ладошки.

С  Э   С    И  С   У  С  О  М  С    Э   С   А   К     С

Б) Игра «Ушки на макушке».

Логопед  произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).

Логопед: – Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С.

АС   УП  ЭС   ОН   ИС   ОК  СЭ  ДО  МУ  СО   СЫ   ВО

Логопед: – Посчитайте  закрашенные круги. Сколько их? Если 6 – то вы  держали ушки на макушке, были  внимательными. МОЛОДЦЫ !

В) Игра «Подбор слов на заданный звук».

Логопед просит вспомнить 3-5 предметов на звук «С».

Логопед: – Вспомните  3-5 предметов, названия которых начинаются на звук С.

Дети придумывают слова на звук «С».

Логопед бросает мяч ребенку,а он обратно кидает его логопеду при этом называет слова на звук «с».

Г) Упражнение «Где спрятался звук?»

Логопед предлагает детям картинки.

– Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Соедини слово с нужной схемой.

Салют    костёр    сахар  сом  мост    вес  соболь    маска   след   усы   лес

Дети: Я взяла картинки – салют. В  этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме ( так  дальше разбираются все слова с другими детьми).

3. Физминутка. Массаж с дарами природы.

Упражнение 1. Сосновая шишка.

– Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки (длительность 1 минута).

– Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях

(длительность 1 минута).

– Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой (длительность 1 минута).

Упражнение 2. Еловая шишка.

– Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями (длительность 1минута).

– Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук (длительность 1 минута).

– Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук (длительность  1минута).

4. Упражнение «Камень – вата».

Логопед: – У звука С есть братец – звук Сь. Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата. Если услышите  звук С – покажи сжатые кулаки, если звук Сь – раскрытые ладони. Слушай внимательно слова:

Сено   Соня   Саша  Серёжа  сапоги   силач   сад   санки  семья   суп

5.Упражнение «Читай-ка».

Логопед: – У гласных звуков есть символы, которые напоминают форму рта во время произнесения звука. Звук  А  – большой красный круг, звук У – маленький красный круг, звук И – красный прямоугольник, звук О – красный овал, звук Э – красный полукруг, звук Ы – четырёхугольник (трапеция).  Звук  С  – синий прямоугольник, а звук  Сь – зелёный прямоугольник. Попробуй прочитать эти символы.

6 Упражнение:  «Раздели слово на слоги».

Логопед : Раздели слово на части – слоги, посчитай их и нарисуй столько квадратиков под словом, сколько частей в слове.  Можно  прошагать  и спокойно произнести слово – сколько раз, столько и слогов в слове.

самовар        супница         сок              сова                сарафанчик

_______        _______          ____           _____              _________

Дети по очереди выполняют задание.

10. Итог занятии.

– Ребята! Мы с вами хорошо занимались?

Кому,  какое задание  понравилось?

А какое задание было трудным?

Как вы  думаете, что у каждого из вас получилось лучше всего. Вы у нас УМНИЦЫ  И МОЛОДЦЫ!

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Один комментарий на Конспект занятия в старшей группе по теме: [Звуки С и Сь]
  1. irina_krivosheeva:

    Замечательное занятие. Какие интересные приемы биоэнергопластики, моделирования, массажа. Обязательно возьму для своей работы такие нетрадиционные приемы. Спасибо, Ирина Владимировна.

Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять