Конспект грамматического занятия [Профессии]
Шеянова Ольга Викторовна
Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,
город Новокузнецк
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-образовательная задача: совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в дательном падеже, согласование их с глаголом), активизировать и расширить словарь по теме «Профессии», стимулировать речевую активность детей.
Коррекционно-развивающая задача: развивать зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, память.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать уважение к людям труда.
Оборудование: предметные картинки по теме «профессии», игрушки-животные, аудиозаписи «Голоса животных», загадок, песни «Кем я стану?», игрушка «доктор Айболит», фотография «В лечебнице», два плоскостных изображения Буратино-грустного и весёлого, настольная игра «Я буду доктором», презентация слайд-шоу работников детского дома (учителя, швеи, доктора).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Утро доброе, ребята! В гости к нам пришла весна!
И луга, и лес, и поле пусть пробудит ото сна.
Вот и солнышко проснулось, стало лучше пригревать.
Ласково нам улыбнулось, зовёт занятие начинать.
II. Повторение.
- Прослушивание песенки «Кем я стану?» (муз. Ваняна, сл. Викторова).
Логопед. Прослушайте песенку.
Исполнение песни двумя мальчиками
Логопед. Кем хочет стать Серёжа?
Ребёнок. Шофёром.
Логопед. Кем хочет стать Алёша?
Ребёнок. Монтёром.
Логопед. О какой профессии сейчас идёт речь?
Чтение стихотворения об актрисе, стихотворение читает ребёнок.
Снова занавес открыт,
И на сцене свет горит,
Кто в костюме театральном
К вам приходит шагом бальным,
Кто под маской прячет глазки,
Веер тоже вместо маски?
Дети. Загадка об актрисе.
Логопед. О каких профессиях мы говорили на прошлом занятии?
Дети. Мы говорили о капитане, о машинисте, о художнике.
- Игра «Где чьё?» (по типу игры «Лото»)
Логопед. Посмотрите внимательно на картинки, найдите свою пару. Назовите правильно профессию.
Дети. Это продавец; это строитель и т.д.
- Работа с картинками.
На доске предметные картинки: библиотекарь, швея, доктор, шахтёр, лётчик, милиционер.
Логопед. Люди каких профессий работают в нашем детском доме? Выберите нужные картинки.
Дети выбирают картинки.
Логопед. Проверьте правильность своего ответа.
Показ слайдов, на которых изображены учитель, швея и доктор – работники нашего детского дома.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательны, мне понравились ваши правильные ответы.
3. Сообщение темы.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях.
III. Изучение нового материала.
- Работа с «зашумлёнными» картинками.
У каждого ребёнка картинка с двумя изображениями: кастрюля, чайник; расчёска, ножницы; кисть, краски; катушка ниток, иголка; глобус, указка; молоток, клещи.
Логопед. На картинках изображены предметы, узнайте их.
Заслушиваются ответы детей.
Логопед. Кому нужны эти предметы?
Заслушиваются ответы детей.
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Игра проводится с медицинскими принадлежностями из набора «Я буду доктором» – пипеткой, градусником и т.д.
Логопед. Кому нужны для работы эти предметы?
Дети. Эти предметы нужны докторам.
- Беседа по фотографии «В лечебнице».
Логопед. Недавно мы были на экскурсии в лечебнице. Кому оказывали помощь в лечебнице?
1-й ребёнок. В лечебнице оказывали помощь кошке.
2-й ребёнок. Доктор лечила собаку.
Логопед. Для чего приводят в лечебницу животных?
1-й ребёнок. Животным ставят прививки.
2-й ребёнок. Животным выписывают витамины.
Логопед. Как их лечат?
Заслушиваются ответы детей.
Логопед. Кому благодарны хозяин и животное?
Дети. Доктору.
Логопед. Вспомните, как называется доктор, который лечит животных?
Дети. Ветеринар.
Предлагается хоровое и индивидуальное произнесение.
Логопед. Герой какого произведения был ветеринаром?
Дети. Это произведение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.
Логопед. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит.
Внесение игрушки – доктора Айболита.
- Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Логопед. К доктору Айболиту на приём пришли больные. Их много, узнайте их по голосам. Как только узнаете животного, поставьте на изображение фишку.
Звучит аудиозапись «Голоса животных», у каждого ребёнка есть карта и фишка.
Логопед. Кому поможет доктор Айболит?
Дети. Доктор Айболит поможет лошади, корове и т.д.
Логопед. Доктор назначил им лекарства. Кому нужны капли для ушей?
Дети. Свинье нужны капли, у неё болит ухо.
Логопед. Кому нужен бинт, чтобы перевязать лапу?
Дети. Бинтик нужен собаке, потому что у неё рана на лапке.
Логопед. Кому нужна мазь для копыт?
Заслушиваются ответы детей.
Логопед. Кому нужны капли для глаз?
Дети. Капли нужны корове.
При правильном ответе «лекарство» отдаётся животному.
Логопед. Доктору Айболиту понравились ваши грамотные ответы и ваши заботливое отношение к больным животным. Ребята, вы поняли, как сложна, важна и необходима профессия ветеринара. Доктор Айболит пришёл к нам не один, с ним Буратино.
IV. Физминутка «Буратино».
V. Закрепление.
Логопед. Почему Буратино такой грустный?
Звучит тихая печальная музыка.
Логопед. Что же случилось? Оказывается, Буратино нужно выполнить несколько заданий. Давайте ему поможем!
- Работа с загадками
Загадки звучат на магнитофоне.
Это что за богатырь, Летит птица-небылица,
Он велик и ввысь, и вширь, А внутри народ сидит
Он гудит, он поёт, Меж собою говорит.
Пианино нам везёт. (Самолёт)
(Грузовик)
Ходит город-великан на работу в океан.
(Корабль)
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Троллейбус)
При отгадывании загадки даётся медалька, на которой изображено отгаданное транспортное средство.
Медалька изготавливается из пластмассовой крышки, крепится на ленточке. На крышку наклеивается изображение (волк, белка).
Логопед. Кому для работы нужен самолёт? Грузовик? А корабль? Троллейбус?
Заслушиваются ответы детей.
- Работа с индивидуальным наглядным материалом.
1. Задание с пунктирными изображениями.
Логопед. Представьте, что вы – капитаны, лётчики, водители троллейбусов, шофёры. Нарисуйте своё транспортное средство по коротким линеечкам.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы очень аккуратно соединили линеечки, у вас получились красивые транспортные средства.
2. Задание «Каждой картинке своё место».
У каждого ребёнка по шесть карточек (паззлы)
Логопед. Соедините паззлы. Кому нужны воздушные шарики?
Дети. Воздушные шарики нужны клоуну.
Логопед. Кому нужна доска с мелом?
Аналогичная работа с другими карточками.
Логопед. Буратино стал весёлым, потому что вы все задания выполнили правильно.
На доске появляется изображение весёлого Буратино.
VI. Итог.
При подведении итога логопед зачитывает произведение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект занятия в старшей группе по теме: [Звуки С и Сь]
- Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- Конспект Дифференциация звуков [Ш-Ж]