Главная » Логопеду в помощь» План совместной игровой деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка

План совместной игровой деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка

Перспективный план совместной игровой деятельности учителя-логопеда

с детьми подготовительной группы по развитию лексико-грамматических средств языка

Задачи:

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь в рамках лексических тем.

2. Упражнять в употреблении наиболее сложных грамматических форм и конструкций.

3. Развивать высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.

4. Воспитывать интерес к родному языку.

месяц неделя

Тема

Содержание беседы

Лексико-грамматические игры и упражнения

сентябрь

3

 

Осень

Осенние месяцы.Признаки осени. «Вспомни и ответь» –  употребление сущ. в предложном падеже с предлогом «о»/»об».«Подскажи слово» – употребление глаголов в разных временных формах.

«Составь предложение» – работа с деформированным предложением.

4

 

Овощи

Когда собирают урожай овощей?Где растут овощи?

В чем их польза?

Что из них готовят?

«Чего много в корзине?» – закрепление родительного падежа мн. числа существительных.«Подбери слово» – подбор однородных прилагательных к существительным.

«Составь предложение» – согласование прилагательных и существительных мужского и женского рода.

5

Грибы-ягоды

Грибы – ягоды – дары леса:их польза, особенности. «Подбери слово» – подбор слов-действий.Что приготовим?» – образование относительных прилагательных от существительных.

«Мы в лес пойдем» – употребление распространенных предложений и предлогов «в», «за», «из».

октябрь

1

 

Сад-огород

Где растут овощи и фрукты?Что из них готовят?

В чем их польза?

Различение понятий: плоды – плодовые деревья.

«В саду или в огороде?» – составление сложных предложений со значением противопоставления.«Магазин» – образование относительных прилагательных от существительных.

Составление рассказа-сравнения «Огурчик – перчик».

2

 

 

Лес

Какие растения растут в лесу?Кто живет в лесу?

В чем его польза?

«Какой лес?» – подбор прилагательных.«Один-много» – словоизменение редко употребляемых слов.

«Сосчитай до пяти» – согласование числительных с существительными.

«Незнайка в лесу» – работа с деформированным предложением, правильное употребление предлогов.

3

 

Наш город

Название города, главных улиц.Основные достопримечательности. «В нашем городе» – составление распространенных предложений.«Что у нас, а что у вас?» – употребление прилагательных в сравнительной степени.

«Распутай предложение» работа с деформированным предл.

4

 

Моя улица

Викторина «Вопросы – ответы» по теме «Моя улица» «Скажи наоборот» – употребление антонимов.«Моя улица» – употр. прилагательных в сравнительной степени.

 

ноябрь

1

 

Дом и его части

Городской, загородный дом.Его строение. «Что делают?» – подбор глаголов к слову «дом».«Дом с чем?» – употр. существительных в творительном падеже с предлогом «с» или «со».

 

2

 

Продукты питания

Для чего нужны продукты?Из чего они сделаны?

Что из них можно приготовить?

«Что приготовим?» – образование относительных прилагательных от существительных.«Для чего нужен предмет?» – употребление предлога «за».

«Найди ошибку» – составление предложений с однородными членами.

3

 

 

Одежда, обувь, головные уборы

Назначение и детали одежды, обуви, головных уборов.Связь с временами года. «Что наденем на прогулку?» – усвоение глагола «надеть».«Какая одежда?» подбор прилагательных к слову «одежда»

«Скажи наоборот» – усвоение глагольного словаря по теме.

«Что с чем?» – закрепление знаний о деталях одежды, усвоение конструкций с предлогом «за».

4

 

Части тела

Части тела человека и животных; их назначение. Шуточный рассказ «Голова».«Для чего?» – составление сложных предложений с предлогом «для».

«Найди ошибку» – употр. сущ. мн. числа дательного падеж.

«Подумай и ответь» – согласование сущ. с числительными.

декабрь

1

 

Домашние животные

Названия домашних животных.Внешний вид и повадки.

В чем их польза?

«Кто чем питается?» – употр. творительного падежа сущ.«Кто в домике?» – употр. названий детенышей животных, составление предложений с предлогом «с».

«Закончи предложение» – употр. глаголов в ед. и мн. числе.

«Кто хозяин?» – употр. притяжательных прилагательных.

2

 

Дикие животные наших лесов

Названия диких животных наших лесов.Повадки животных.

Их внешний вид.

Где живут животные?

«Какие?» – подбор прилагательных к слову «животные».«О чем  думают животные?» – употр. сущ. ед. и мн. ч. предложного падежа.

«Чей детеныш?» – обр. притяжательных прилагательных.

«Загадочное животное» – толкование сложных слов.

3

 

Новогодний праздник

Значение Нового года; его персонажи. «Кто пришел на елку?» – согласование числительных с сущ«Что будешь делать?» – употребление глаголов в будущем времени с частицей «ся» и без неё.

«Что будет после этого?» – составление предложений по воображению.

январь

1

Зима

Основные признаки зимы.Зимние забавы.

Подготовка людей и животных к зиме.

«Какая» – подбор прилагательных к слову «зима.«Придумай слово» – обр. родственных слов к слову «снег».

«Чего не бывает зимой?» – употребление родительного падежа сущ.

«Закончи предложение» – сост. предложений со значением противопоставления.

2

Зимующие птицы

Почему зимующие птицы так называются?Чем они питаются?

Как люди помогают птицам в зимнее время?

«Назови ласково» – образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.«Что могут птицы?» – активизация глаголов по теме.

«Какая?» –подбор прилагательных к слову «птица».

«Почему так называется?» – объяснение сложных слов.

февраль

1

Дикие животные холодных и жарких стран

Названия животных, которые живут в холодных и жарких странах.Их различия.

Приспособление к окружающей среде.

«Найди пару и составь предложение» – различение хищных и травоядных животных, работа со сложным предложением«Исправь ошибку» – составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

«В зоопарке» – употребление сущ. мн. ч. в родит. падеже.

2

Рыбы

Названия рыб.Особенности строения.

Среда обитания.

Чем питаются?

Различение понятий: рыбопродукты, рыбозавод, рыболов.

«Запомни и повтори» формирование обобщающих понятий.«Чья, чьи, чьё?» – употребление притяж. прилагательных.

«Рыбы-великаны» – словообразование. сущ. с суф. «ище».

«Рыболов» – согласование числительных с сущ.

3

 

Хлеб

Виды хлебобулочных изделий.Как делают хлеб?

Бережное отношение к хлебу.

«Какой?» – подбор прилагательных к слову «хлеб».«Подбери слово» – образование родственных слов от слова «хлеб».

«Булочная» – составление предложений с предлогом «за».

 

4

Транспорт

Виды транспорта (пассажирский, грузовой, специальный).Назначение разных видов транспорта.

Кто управляет транспортом?

 

«Объясни слово» – словооб разование существительных.«Закончи предложение» –– образование сравнительной степени прилагательных.

«Подбери слово» – подбор антонимов, употребление глаголов с разными приставками.

март

 

1

Моя семья

Состав семьи.Какая должна быть семья? «С кем ты живешь?» – составление предл. с предлогом «с».«А у вас?» – образование сравнит. степени прилагательных.

«Старше или младше?» – понятия о старших и младших членах семьи, употр. прилагательных в сравнит. степени.

2

Мебель

Виды мебели.Назначение. «Какая?» – подбор прилагательных к слову «мебель».«Для чего?» – образование сложных предложений.

«Что с чем?» – употр. существительных в творительном падеже с предлогом «с» или «со».

«Где взял игрушку?» – употр. предлогов «из-за», «из-под».

 

3

Посуда

Назначение посуды.Из чего сделана посуда?

Где её хранят?

«Магазин» – составление сложносочиненных предложений.«Какая посуда?» – образование качественных прилагательных.

«Где живут продукты?» – словообразование  сущ.

«Объясни слово» – уточнить значение сложных слов.

4

 

Профессии

Профессии в городе, в селе.Какую пользу приносят те или иные профессии.

Где обучают профессиям?

Чем занимаются люди каждой профессии?

«Кто что делает? – образование сущ. от глаголов.«Подбери слово» – подбор подходящих по смыслу прилаг.

«Кто работает на машинах?» – словообразование сущ.

«Разгадай слово» – толкование сложных слов.

апрель

1

Весна

Название весенних месяцев.Основные приметы весны. «Подбери слово» – подбор прилагательных к слову «весна».«Почемучка», «Исправь ошибку» – употребление сложноподчиненных предложений.

2

 

Перелетные птицы

Какие птицы улетают в теплые края?Почему они улетают?

Когда они возвращаются?

Части тела птицы? Оперение.

«Как улетают птицы?» – толкование слов: стая, клин, вереница.«Чем питаются птицы?» – формирование обобщающего понятия «насекомоядные».

«Подскажи слово» – исп. в речи глаголов ед. и мн. числа.

3

Насекомые

Образ жизни насекомых.Чем питаются.

Их строение.

Где живут.

Вред и польза.

«Подбери слово» – подбор глаголов к слову «насекомое».«Насекомые – великаны» – словообразование существ.

«»Сколько насекомых на цветке?» – согласование числит. с существительными.

4

 

Школа

«В школе»  «Что положишь в портфель?» – согласование числительных с существительными.«Измени слово» – образование сущ. женского рода с суффиксом «иц».

«Подбери слово» – подбор родственных слов.

 

Используемая литература:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

прислала

Куликова Анастасия

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять