План совместной игровой деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка
Перспективный план совместной игровой деятельности учителя-логопеда
с детьми подготовительной группы по развитию лексико-грамматических средств языка
Задачи:
1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь в рамках лексических тем.
2. Упражнять в употреблении наиболее сложных грамматических форм и конструкций.
3. Развивать высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.
4. Воспитывать интерес к родному языку.
месяц | неделя |
Тема |
Содержание беседы |
Лексико-грамматические игры и упражнения |
сентябрь |
3
|
Осень |
Осенние месяцы.Признаки осени. | «Вспомни и ответь» – употребление сущ. в предложном падеже с предлогом «о»/»об».«Подскажи слово» – употребление глаголов в разных временных формах.
«Составь предложение» – работа с деформированным предложением. |
4
|
Овощи |
Когда собирают урожай овощей?Где растут овощи?
В чем их польза? Что из них готовят? |
«Чего много в корзине?» – закрепление родительного падежа мн. числа существительных.«Подбери слово» – подбор однородных прилагательных к существительным.
«Составь предложение» – согласование прилагательных и существительных мужского и женского рода. |
|
5 |
Грибы-ягоды |
Грибы – ягоды – дары леса:их польза, особенности. | «Подбери слово» – подбор слов-действий.Что приготовим?» – образование относительных прилагательных от существительных.
«Мы в лес пойдем» – употребление распространенных предложений и предлогов «в», «за», «из». |
|
октябрь |
1
|
Сад-огород |
Где растут овощи и фрукты?Что из них готовят?
В чем их польза? Различение понятий: плоды – плодовые деревья. |
«В саду или в огороде?» – составление сложных предложений со значением противопоставления.«Магазин» – образование относительных прилагательных от существительных.
Составление рассказа-сравнения «Огурчик – перчик». |
2
|
Лес |
Какие растения растут в лесу?Кто живет в лесу?
В чем его польза? |
«Какой лес?» – подбор прилагательных.«Один-много» – словоизменение редко употребляемых слов.
«Сосчитай до пяти» – согласование числительных с существительными. «Незнайка в лесу» – работа с деформированным предложением, правильное употребление предлогов. |
|
3
|
Наш город |
Название города, главных улиц.Основные достопримечательности. | «В нашем городе» – составление распространенных предложений.«Что у нас, а что у вас?» – употребление прилагательных в сравнительной степени.
«Распутай предложение» работа с деформированным предл. |
|
4
|
Моя улица |
Викторина «Вопросы – ответы» по теме «Моя улица» | «Скажи наоборот» – употребление антонимов.«Моя улица» – употр. прилагательных в сравнительной степени.
|
|
ноябрь |
1
|
Дом и его части |
Городской, загородный дом.Его строение. | «Что делают?» – подбор глаголов к слову «дом».«Дом с чем?» – употр. существительных в творительном падеже с предлогом «с» или «со».
|
2
|
Продукты питания |
Для чего нужны продукты?Из чего они сделаны?
Что из них можно приготовить? |
«Что приготовим?» – образование относительных прилагательных от существительных.«Для чего нужен предмет?» – употребление предлога «за».
«Найди ошибку» – составление предложений с однородными членами. |
|
3
|
Одежда, обувь, головные уборы |
Назначение и детали одежды, обуви, головных уборов.Связь с временами года. | «Что наденем на прогулку?» – усвоение глагола «надеть».«Какая одежда?» подбор прилагательных к слову «одежда»
«Скажи наоборот» – усвоение глагольного словаря по теме. «Что с чем?» – закрепление знаний о деталях одежды, усвоение конструкций с предлогом «за». |
|
4
|
Части тела |
Части тела человека и животных; их назначение. | Шуточный рассказ «Голова».«Для чего?» – составление сложных предложений с предлогом «для».
«Найди ошибку» – употр. сущ. мн. числа дательного падеж. «Подумай и ответь» – согласование сущ. с числительными. |
|
декабрь |
1
|
Домашние животные |
Названия домашних животных.Внешний вид и повадки.
В чем их польза? |
«Кто чем питается?» – употр. творительного падежа сущ.«Кто в домике?» – употр. названий детенышей животных, составление предложений с предлогом «с».
«Закончи предложение» – употр. глаголов в ед. и мн. числе. «Кто хозяин?» – употр. притяжательных прилагательных. |
2
|
Дикие животные наших лесов |
Названия диких животных наших лесов.Повадки животных.
Их внешний вид. Где живут животные? |
«Какие?» – подбор прилагательных к слову «животные».«О чем думают животные?» – употр. сущ. ед. и мн. ч. предложного падежа.
«Чей детеныш?» – обр. притяжательных прилагательных. «Загадочное животное» – толкование сложных слов. |
|
3
|
Новогодний праздник |
Значение Нового года; его персонажи. | «Кто пришел на елку?» – согласование числительных с сущ«Что будешь делать?» – употребление глаголов в будущем времени с частицей «ся» и без неё.
«Что будет после этого?» – составление предложений по воображению. |
|
январь |
1 |
Зима |
Основные признаки зимы.Зимние забавы.
Подготовка людей и животных к зиме. |
«Какая» – подбор прилагательных к слову «зима.«Придумай слово» – обр. родственных слов к слову «снег».
«Чего не бывает зимой?» – употребление родительного падежа сущ. «Закончи предложение» – сост. предложений со значением противопоставления. |
2 |
Зимующие птицы |
Почему зимующие птицы так называются?Чем они питаются?
Как люди помогают птицам в зимнее время? |
«Назови ласково» – образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.«Что могут птицы?» – активизация глаголов по теме.
«Какая?» –подбор прилагательных к слову «птица». «Почему так называется?» – объяснение сложных слов. |
|
февраль |
1 |
Дикие животные холодных и жарких стран |
Названия животных, которые живут в холодных и жарких странах.Их различия.
Приспособление к окружающей среде. |
«Найди пару и составь предложение» – различение хищных и травоядных животных, работа со сложным предложением«Исправь ошибку» – составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
«В зоопарке» – употребление сущ. мн. ч. в родит. падеже. |
2 |
Рыбы |
Названия рыб.Особенности строения.
Среда обитания. Чем питаются? Различение понятий: рыбопродукты, рыбозавод, рыболов. |
«Запомни и повтори» формирование обобщающих понятий.«Чья, чьи, чьё?» – употребление притяж. прилагательных.
«Рыбы-великаны» – словообразование. сущ. с суф. «ище». «Рыболов» – согласование числительных с сущ. |
|
3
|
Хлеб |
Виды хлебобулочных изделий.Как делают хлеб?
Бережное отношение к хлебу. |
«Какой?» – подбор прилагательных к слову «хлеб».«Подбери слово» – образование родственных слов от слова «хлеб».
«Булочная» – составление предложений с предлогом «за».
|
|
4 |
Транспорт |
Виды транспорта (пассажирский, грузовой, специальный).Назначение разных видов транспорта.
Кто управляет транспортом?
|
«Объясни слово» – словооб разование существительных.«Закончи предложение» –– образование сравнительной степени прилагательных.
«Подбери слово» – подбор антонимов, употребление глаголов с разными приставками. |
|
март
|
1 |
Моя семья |
Состав семьи.Какая должна быть семья? | «С кем ты живешь?» – составление предл. с предлогом «с».«А у вас?» – образование сравнит. степени прилагательных.
«Старше или младше?» – понятия о старших и младших членах семьи, употр. прилагательных в сравнит. степени. |
2 |
Мебель |
Виды мебели.Назначение. | «Какая?» – подбор прилагательных к слову «мебель».«Для чего?» – образование сложных предложений.
«Что с чем?» – употр. существительных в творительном падеже с предлогом «с» или «со». «Где взял игрушку?» – употр. предлогов «из-за», «из-под».
|
|
3
|
Посуда |
Назначение посуды.Из чего сделана посуда?
Где её хранят? |
«Магазин» – составление сложносочиненных предложений.«Какая посуда?» – образование качественных прилагательных.
«Где живут продукты?» – словообразование сущ. «Объясни слово» – уточнить значение сложных слов. |
|
4
|
Профессии |
Профессии в городе, в селе.Какую пользу приносят те или иные профессии.
Где обучают профессиям? Чем занимаются люди каждой профессии? |
«Кто что делает? – образование сущ. от глаголов.«Подбери слово» – подбор подходящих по смыслу прилаг.
«Кто работает на машинах?» – словообразование сущ. «Разгадай слово» – толкование сложных слов. |
|
апрель |
1 |
Весна |
Название весенних месяцев.Основные приметы весны. | «Подбери слово» – подбор прилагательных к слову «весна».«Почемучка», «Исправь ошибку» – употребление сложноподчиненных предложений. |
2
|
Перелетные птицы |
Какие птицы улетают в теплые края?Почему они улетают?
Когда они возвращаются? Части тела птицы? Оперение. |
«Как улетают птицы?» – толкование слов: стая, клин, вереница.«Чем питаются птицы?» – формирование обобщающего понятия «насекомоядные».
«Подскажи слово» – исп. в речи глаголов ед. и мн. числа. |
|
3 |
Насекомые |
Образ жизни насекомых.Чем питаются.
Их строение. Где живут. Вред и польза. |
«Подбери слово» – подбор глаголов к слову «насекомое».«Насекомые – великаны» – словообразование существ.
«»Сколько насекомых на цветке?» – согласование числит. с существительными. |
|
4
|
Школа |
«В школе» | «Что положишь в портфель?» – согласование числительных с существительными.«Измени слово» – образование сущ. женского рода с суффиксом «иц».
«Подбери слово» – подбор родственных слов. |
Используемая литература:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
прислала
Куликова Анастасия
учитель-логопед
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:
- Индивидуальный коррекционный план [пример]
- Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
- Содержание коррекционной работы воспитателей речевых групп