Главная » Логопеду в помощь» Содержание коррекционной работы воспитателей речевых групп

Содержание коррекционной работы воспитателей речевых групп

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление навыков чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  3. Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепления звукопроизношения. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определенно программой:

а) проговаривание слогов. Слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок. Коротких рассказов, стихов;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

  1. Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
  2. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепление речевых навыков в повседневной жизнедеятельности детей.

Связная речь – задачи:

Звуковая культура, грамматический строй, лексическое богатство.

Диалогическая форма речи: спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику.

Монологическая форма речи: значение структуры текста (начало, середина, конец).

Виды высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка, в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст – это период становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное речевое развитие в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивном периоде развития. Чем раньше начато обучение языку, тем свободнее ребенок им пользуется в дальнейшем. В последние годы повышается уровень работы по развитию речи детей ДОУ. Мы педагоги стали уделять больше внимания общению с детьми не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Организуя общение, проявляем доброжелательность, стремимся строить взаимоотношения на основе взаимного доверия и творческого содружества. Поощряем инициативы высказывания детей, внимательно выслушиваем, отвечаем, выполняем просьбы.

Освоена система работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи, позволяющая с помощью игровых приемов упражнять детей в отчетливом произношении. Слаженно в этом плане мы воспитатели работаем с логопедом. Многие задачи решаем с помощью учителя-логопеда.

Заметно улучшилась работа по формированию грамматической стороны речи. Эффективнее стала использоваться система упражнений по составлению старшими детьми различных синтаксических конструкций. Мы анализируем оформление ответов детей, исправляем ошибки морфологического и синтаксического характера. Большое внимание уделяем словарной работе, которая расширяется при развитии детского кругозора. Объясняем детям незнакомые слова, стремимся уточнить и активизировать словарь, необходимый ребенку для общения. Мы не игнорируем сферу общения детей друг с другом и со взрослыми, овладения коммуникативными умениями, стараемся решать задачи воспитания, культуры речи и культуры общения. Мы хорошо понимаем роль обучения родному языку в общем психологическом развитии (в развитии мышления, воображения, памяти, эмоции). Современные технологии развития речи ориентируют нас воспитателей на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Только взаимосвязь разных речевых задач (воспитание звуковой, формирование грамматического строя речи, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы по содержанию картины и подводятся к составлению рассказов, сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно. При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки, ее качества, действий, на назначении хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Совместное рассказывание предполагает обучение детей построению коротких связных высказываний. Воспитатель начинает предложение – ребенок заканчивает его. Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). При описании предмета сначала он называется, затем рассказываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, картинки). При обучении составлению рассказов повествовательного типа надо развивать у детей умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) активизировать глагольную лексику в определенной ситуации.

В своей работе воспитатель учитывает разный речевой уровень детей, пришедших из семьи в детский сад, поэтому к этим детям индивидуальный подход, большая индивидуальная работа; дополнительные занятия вне занятий, и с их родителями, чтобы закрепляли с детьми упражнения дома.

Индивидуальная работа развивает речевые способности каждого ребенка. Воспитатель руководит развивающей игрой на уровне равного партнера.

Детям с высоким уровнем развития речи воспитатель предлагает короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (Наступила… Ребята… Они стали… Была… И тогда…). В индивидуальной работе детям легче обучаться рассказыванию, они ко мне ближе, доверительнее, разговорчивее (начинают говорить об игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

Одним из важных средств развития детей является создание развивающей среды. В группе должны быть оборудованы уголки: «Наша улица», «Окно в природу», уголок исследования, «Маленькие умники», разные виды театров, «ателье Мальвины», музыкальный уголок, «Нам весело», «Магазин», «Библиотека», «Почта», «Парикмахерская». Знакомство детей с Донским краем по карте, с логопедической полянкой – обучающая детей рассказыванию, мышлению, развивает фантазию, сшить «Капельку» – она знакомит детей с настроением, развивает экологические знания, речь, мышление, дети делают выводы при рассказывании о времени года.

Центральное место воспитатель отволит развитию диалогической речи. Общаясь с детьми, стараясь заинтересовать во всех сферах современной деятельности на специальных занятиях. Ко воспитателю в группу поступают дети шести – семилетнего возраста, из детских садов, большинство детей правильно произносят звуки родного языка, но над постановкой некоторых звуков приходится работать специальными упражнениями и большое место уделяется индивидуальной работе с этими детьми. Отрабатывается силу голоса, темп речи, интонацию, задавать вопросы, радоваться, удивляться эмоционально, стараясь раскрепостить детей, войти к ним в доверие, а это постигается в играх с детьми на равных, а задачи ставятся незаметно для детей и добиваться своей цели. Воспитатель дает детям разнообразные схемы, по которым они повествуют свои рассказы. Сначала учит детей строить высказывания из трех предложений, затем усложняет. К самостоятельному высказыванию подводит в игре (драматизации знакомых сказок). В своей работе воспитатель должен учитывать разный речевой уровень детей, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком в игровой форме на занятиях и в не. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава слов, совокупность слов употребляемыми детьми) особое внимание уделяется качественной стороне, увеличивается словарный запас (синонимами) или противоположными (антонимами). В играх с детьми возрастает удельный вес простых, распространенных предложений. Дети начинают замечать свои ошибки и сами исправляют их. Особое внимание уделяется распространенным предложениям, синтаксической стороне речи – умение строить не только простые, но и распространенные, сложные предложения разных типов. Составлению  коллективного письма заболевшему ребенку (дети диктуют, воспитатель пишет, затем дети слушают, о чем они писали). В группе вводится новый вид работы – «ознакомление со словесным составом предложения». Подводим к тому, что речь состоит из предложений, предложение и слов, слова из слогов и звуков, то есть, вырабатываем у детей осознанное отношение к речи, подготовки к усвоению грамоты.

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) учим детей связно, последовательно, выразительно передавать текст без помощи взрослого, интонацией передавать диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине учим  самостоятельно составлять описательный рассказ по ее содержанию, указывать место и время действия, придумывание событий предшествующих изображенному и последующих за ним. Проводим занятия по серии сюжетных картин, они формируют у детей умения развивать сюжетную линию, придумывают название рассказа в соответствии с содержанием. На занятиях по рассказыванию об игрушках учим детей составлять рассказы и сказки соблюдая композицию, выразительность, дети дают их описание и характеристику. Часто составляем рассказы из собственного опыта: на занятиях, на прогулках и в свободное время. Рассказы описательные, повествовательные и смешанные. Учим детей понимать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить, озаглавить.

Дети в логопедической группе сложные их речь в полном объеме не соответствует норме. Поступивших детей совместно с логопедом можно условно разделить на две группы. В первой группе 70% детей, которые овладели фразовой речью. Они отвечают на вопросы, могут без помощи воспитателя составить рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать об хорошо известных, интересных событиях. Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря, приближается к не высокой норме. Отмечается при беседе с детьми рост количества слов, появление однородных членов. Дети стремятся пользоваться разными типами предложений. Делают ошибки в смещении и замене, пропускают звуки, переставляют их, особенно в малоизвестных словах: шестофор (светофор), саморубка (мясорубка), калявства (лекарства) и т.д. Они уверенно справляются с выделением заданного звука, слышат и определяют место изучаемого звука в слове. Овладевают с трудом навыками звукового анализа, прямого слога и односложных слов. Структура сложносочиненных предложений упрощена (Таня рисовала дом, а Маша лепила гриб.) Имеются случаи пропусков членов предложений, особенно подлежащих.

Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий связанных со словоизменением, словообразованием. Когда проводим анализ речевой деятельности, наших детей, позволяем считать, что словарный запас недостаточно точен. Дети говорят словами конкретно означающие предметы и действия, мало слов обозначающих отвлечение, обобщение. Больше трудности испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения вообще не доступны для их понимания. Часто заменяют слова, словами близкими по ситуации: (фонтан, водичка, льется) галстук – ленточка, конура – дупло, стрекоза – муха, жук. Значительные трудности испытывают при самостоятельном образовании слов: например, профессий, от названий действий (строить – строитель); существительных от названий признаков (красный-краснота); антонимов типа (густой – редкий, мягкий – чёрствый).

У детей с ОНР ошибки с употреблением форм множественного числа: путают окончания слов (домы, гнёзды), неправильно склоняют: он, она, оно, они. В активной речи чаще употребляют хорошо отработанные предлоги (в, на, под). Замечается ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности, не позволили детям овладеть сложными предлогами (из-за, из-под, между, над и т.д.).

Отвечая на вопросы, дети делают ошибки. При обследовании детей данные свидетельствуют, что дети в простых сочетаниях правильно согласуют прилагательные с существительными. Но стоит усложнить задание, и дети делают ошибки. Это связанно с недостаточной дифференциацией форм слов.

Вторую группу образуют дети 30% с более ограниченным опытом, несформированными языковыми средствами. Уровень речевых навыков у них ниже, чем у детей первой группы. Когда составляют рассказы по картинке, этим детям требуется словесные и изобразительные подсказки. При рассказывании у этих детей появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при высказывании недостачен, эти дети ждут помощи воспитателя. При беседе с этими детьми, отмечаем нарушения модели предложений: пропуски главного и второстепенного членов предложения, опускаются, неправильно употребляются союзы, сложные слова. Диапазон слов не велик. В ряде упражнений не могут добавить недостающего слова помыслу: греет…, стрекочет…, порхает…; задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им недоступны. Недостаточно усвоили эти дети, обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т.д. Дети заменяют родовые понятия видовыми: деревья-елочки, головные уборы-шапки.

Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей обнаруживаются заметные различия между группами в области связной речи. Таким детям нужны больше внимания, индивидуальный подход к каждому

прислала

Фомина Оксана

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится
Фомина Оксана

Автор:

Учитель-логопед первой категории. Участник Всероссийской Конференции «Наша будущая школа». Опыт работы в государственных и частных детских садах, в общеобразовательной школе.

Автор опубликовал 2 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять