Главная » Конспекты логопедических занятий» Занятие на тему [Путешествие в космос]

Занятие на тему [Путешествие в космос]

Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Учитель-логопед:

Погодина Алена Романовна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Кондинский район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Комбинированного вида детский сад «Сказка»

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторение и закрепление артикуляции звука Р;
  2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия;
  3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
  4. Развитие зрительного внимания и восприятия;
  5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  6. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

  1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
  3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Предварительная работа:

1. Постановка звука Р и его автоматизация в свободной речи детей;

2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, кто такие авиаторы, космические планеты/

3. Разучивание с детьми стихов, используя мнемотехнику;

4. Разучивание пословиц на тему «Космос»;

5. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

Оборудование:

Стульчики, зеркала, подзорная труба, конверты с заданиями, цветные звездочки, аудиозапись, презентация.

Ход занятия.

Дети входят в зал под «космическую» музыку.

СЛАЙД 2

Логопед

– Здравствуйте, ребята, я – астроном. Я изучаю звезды, и космические планеты /смотрит в большую подзорную трубу

/«телескоп»/ в небо, и произносит  стихотворение/.

Астроном наморщил лоб,

Астроном – ученый.

Он на звезды в телескоп

Смотрит ночью темной.

Далеко они от дома,

К ним лететь сто тысяч лет.

Интересно астроному:

Есть там люди или нет?

– Ребята, а вы как думаете, есть люди на других планетах или нет?

/ответы детей/

– Почему бы нам самим не отправиться в космос и не узнать точный ответ на этот вопрос? Отправимся? /дети: – Да!/

– А на чем мы полетим в космос? /дети: – На ракете!/

– Какой первый звук в слове РАКЕТА?

– А есть этот звук в слове АСТРАНОМ?

– А в слове СКАФАНДР? /ответы детей/

– В словах, связанных с темой «Космос» очень часто встречается звук Р – этот звук самый сложный в произнесении. Так как мы отправляемся в космос перед вылетом нам нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы наш язычок произносил четко и правильно все звуки:/Дети смотрят в зеркала и выполняют упражнения/

«ЗАБОРЧИК»

«ТРУБОЧКА»

«ЛОПАТКА»

«ЛОШАДКА»

«МОЛОТОЧЕК»

«ГРИБОК»

«ЗАВЕДЕМ МОТОР РАКЕТЫ» /р-р-р-…/

– Помогать передвигаться по Вселенной нам сегодня будет волшебный экран.

– Давайте наденем скафандр и отправимся в полет.

/Дети произносят слова стихотворения и имитируют одевание скафандра /

Мы скафандр надеваем

Чтобы в космос полететь

Много нового узнаем

Нужно только захотеть!

– Наш экипаж к полету готов. Проверим, все ли системы космического корабля работают.

Фонопедическое упражнение «Ракета»

Проверяем топливо Дети произносят «ш-ш-ш…»
Открываем и закрываем люки А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук А низким и высоким голосом/
Проверяем радио Дети произносят короткие и острые звуки У в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой
Включаем двигатель Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью

– Внимание! Внимание!

Отправляемся в полет!

/Звучит еле слышно мелодичная «космическая музыка»/

– Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

СЛАЙД 3

Вокруг нашего солнца вращаются девять планет, а вот и первая планета Меркурий. Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! /дети произносят слово МЕРКУРИЙ/

– Посмотрите, на планете нас встречает инопланетянин. Давайте у него спросим, есть люди на планете Меркурий или нет.

– Скажи, пожалуйста, живут люди в космосе или нет?

ИНОПЛОНЕТЯНИН: /голос за кадром или наложен на слайд презентации/

– Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос вам нужно облететь все планеты солнечной системы и выполнить все задания, которые вы найдете в конвертах. Возьмите первый конверт.

Задание: Отгадайте загадки.

СЛАЙД 4,5,6

1.Что за птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд?

/ракета/

СЛАЙД 7,8,9

2. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

/астроном/

СЛАЙД 10,11,12

3. Он вернулся из полета,

Ведь летать – его работа.

Всех, кто в воздухе, ребята,

Называют …

/авиатор/

/Дети произносят отгадку, определяют местоположения звука Р в слове, а волшебный экран показывает им – правильно они ответили или нет /

СЛАЙД 13

Логопед

– Отправляемся дальше!

/звучит музыка/

– Мы приближаемся к удивительной  планете, которая называется Венера. Она сплошь затянута облаками. Здесь настолько жарко, что можно испечь пироги за две минуты. Давайте произнесем это слово и запомним его.

/Дети произносят слово Венера, выходят из корабля и находят конверт с заданием/

Задание: «Скажи наоборот»

Враг – друг

Зло – …

Вражда – …

Печаль – …

Ярко – …

Улетать – …

СЛАЙД 14

Логопед

– Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше!/звучит музыка/

СЛАЙД 15

– Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда давайте произнесем ее название и запомним его.

/дети произносят слово МАРС/

– Нас встречают Марсиане. Дети, давайте спросим у них: «Живут люди на планете Марс или нет?»/Дети задают вопрос/

Марсианин

– Нам скучно, поиграйте с нами!/голос за кадром/

Физминутка

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп.

Движения выполняются по содержанию текста
Мы глазами – миг-миг Руки на поясе, моргаем глазами
Мы плечами – чик-чик Руки на поясе, плечи вверх-вниз
Раз – сюда, два – туда, Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево
Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.

Движения выполняются по содержанию текста
Раз-два, раз-два,

Дальше нам лететь пора!

Стоят на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Марсианин

– Ребята, на Марсе людей нет!/ голос за кадром/

СЛАЙД 16

Логопед

– Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими планетами. /Дети занимают свои места, тихо звучит космическая музыка/

– А вы знаете, кто был первым космонавтом?/ответы детей/

Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

Из центра управления получен сигнал: Приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.

Задание: Поменяйте первый звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.

Хобот – робот

Танец – …

Забота – …

Мычать – …

Пугать – …

Макеты – …

СЛАЙД 17

Логопед

Из центра получено сообщение, что угроза миновала, а теперь пора нам отправляться  дальше!/звучит космическая музыка/

– Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. Обратите внимание – эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.

/Детипроизносят слово САТУРН, выходят из корабля и находят конверт с заданием/

Задание: Нужно выучить стихотворение.

Гагарин

СЛАЙД 18

Летит, летит ракета

СЛАЙД 19

Вокруг земного света,

СЛАЙД 20
А в ней сидит Гагарин-

СЛАЙД 21

Простой Российский парень!

СЛАЙД 22

/опираясь на слайд, сначала логопед произносит стихотворение, затем вместе с детьми, а затем, дети произносят его самостоятельно/

СЛАЙД 23

Логопед

– Отправляемся в полет!/звучит космическая музыка/

Впереди нас ждет планета Уран. Она находится далеко от солнца и на ней очень холодно. Произнесите это слово и постарайтесь запомнить. А вот и она!/Дети находят конверт с заданием/

Задание: Расскажите, пословицы со звуком Р. /Дети читают пословицы/

  • Без топора избы не срубишь.
  • Без труда добра не бывает.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Кто в радости живет того кручина не берет.
  • Терпенье горы разрушает.
  • У хорошего мастера всякий инструмент остер.

и т.д.

СЛАЙД 24

Логопед

Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. /Дети продолжают полет, звучит космическая музыка/ эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть

посылаем им запрос: Есть ли люди на ваших планетах?/логопед посылает запрос/

Пришел ответ, но его надо расшифровать!

Дидактическая игра «Составь предложение»

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планета.

Люди, Земля, планета, на, живут.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

/Дети расшифровывают сообщение с планет Нептун и Плутон/

СЛАЙД 25

Логопед

– Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

/Дети отвечают – Земля! Звучит космическая музыка/

– Ребята, мы так и не получили ответ на наш вопрос: живут люди в космосе или нет? А вы как думаете? /Ответы детей/

– Вы облетели все планеты солнечной системы, кому какая планета больше запомнилась и почему? /Ответы детей/

СЛАЙД 26

– Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

СЛАЙД 27

– Наш корабль благополучно приземлился!/Дети выходят из ракеты и находят еще один конверт/

В конверте записка от инопланетянина: «Ребята, вы большие молодцы, т.к. справились со всеми заданиями! К большому сожалению, в космосе люди не живут! Дарю вам на память звездочки:

Кому сегодняшнее путешествие понравилось – возьмет красную звездочку, а кому сегодня было трудно – возьмет  синею звездочку»./Дети делают выбор и объясняют его/.

СКАЧАТЬ СЛАЙДЫ

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, а также заполняя и отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять