Автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в свободной речи
Конспект логопедического занятия «Путешествие Муравьев»
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков Р и РЬ в свободной речи
Учитель-логопед:
Погодина Алена Романовна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Кондинский район
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Комбинированного вида детский сад «Сказка»
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
1. Повторение и закрепление артикуляции звуков Р и РЬ;
2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Коррекционно-развивающие:
1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках и стихах;
2. Развитие фонематического слуха и восприятия;
3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
4. Развитие зрительного внимания и восприятия.
5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи сдвижением;
6. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Ход занятия:
– Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам гостей пришло! Давайте с ними поздороваемся!
– Много сказок мы с вами узнали, много историй придумали, хотите ещё одну сказку послушать. /ДА/
– Жили-были два муравья РОК и РИК. И постоянно они спорили: как правильно произносить звук «Р» или «РЬ». Спорили, спорили, так и не пришли к единому мнению, и решили спросить у солнышка.
– Ребята, а вам какой больше нравиться произносить звук «Р» или «РЬ»?
Я предлагаю вам вместе с муравьями отправиться к Солнышку.
– Звуки «Р» и «РЬ» – сложные, поэтому перед тем как идти нужно сделать гимнастику для язычка, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный, и произносил все звуки красиво и правильно.
Артикуляционная гимнастика
– заборчик
– трубочка
– лопатка /язык лопаткой положи, и держи его, держи, язык нужно расслаблять и под счет его держать:1,2,3,4,5 (2раза)-язык можно убирать.
– лошадка
– грибочек
– заведем мотоцикл р-р-р…. /дети встали в круг/
– Помогать путешествовать нам будет волшебный экран
/дети берутся за руки и идут по кругу/.
Глазки закрываются
Реснички опускаются
1, 2, 3, 4, 5
Солнышко идем искать!
/звучит мелодия/
– Ребята, посмотрите на экран, мы попали на лесную поляну. Сейчас раннее утро.
За окном расцвел вьюнок,
На веревочке звонок.
Зазвонили мураши:
Просыпайтесь, малыши!
И проснулся лес, проснулся луг. Все зашумело, зашептало, заговорило.
На лесной поляне растет очень много колокольчиков, они завораживают все вокруг.Ветерок на них подует – они зазвенят и лес просыпается. Вот так!
Дыхательное упражнение « Подуем на колокольчик»
Логопед. Всех разбудили колокольчики.
-Посмотрите на экран – это муравьи РОК и РИК, встречают нас на поляне. Поприветствуем их и помашем им рукой!
– Прежде чем отправляться к СОЛНЫШКУ муравьям надо достроить дом, а иначе ветер подует и сломает его.
Как называется дом у муравья? /Муравейник/
– Строить муравейник – это очень тяжелый труд.
Посмотрите на экран:
Они сгибаются под ношей,
Они ползут уже с трудом,
Но зато, какой хороший
Муравьиный будет дом!
-Поможем, ребята, РОКУ и РИКУ строить муравейник? /- Да!/
– Для этого вам нужно из соломинок выбрать сначала картинки в названии которых есть звук Р, а затем картинки в названии которых есть звук РЬ и поместить их на муравейнике. /Мольберт с изображением муравейника/
/Дети выполняют задание логопеда, четко проговаривая слова и звуки./
ВЫВОД: – Звук в разных словах может произноситься по-разному: в одних – твёрдо, в других – мягко.
-Посмотрите на экран: он нам подскажет, правильно вы подобрали картинки или нет.
– Построил РОК И РИК дом, теперь можно отправляться к СОЛНЫШКУ.
/Дети шагают под музыку по залу/
Шли они, шли и увидели гусеницу.
По листочку я ползу
И грызу его, грызу.
Ну, какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
– ГУСЕНИЦА, НЕ ПОДСКАЖЕШЬ, ГДЕ СОЛНЫШКО ЖИВЕТ?
– Поиграйте со мной – подскажу.
/Гусеница предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»/.
(маленький-большой
Громко-тихо
Быстро-медленно
Вредно-полезно
Длинный-короткий
Яркий-тусклый)
Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
Этот странный дом без окон | Дети складывают руки домиком над головой. |
У людей зовется «Кокон». | Обхватывают ладонями локти. |
Свив на ветке этот дом, | Делают вращательные движения указательным пальцем. |
Дремлет гусеница в нем. | Соединяют указательный и большой пальцы. |
Спит без просыпа всю зиму. | Кладут сложенные ладони под щеку. |
Но зима промчалась мимо – | Сгибают руки в локтях и попеременно поднимают ладони вверх-вниз. |
Март, апрель, капель, весна… | Сжимают руки в кулаки и по очереди разжимают пальцы, начиная с мизинца. |
Просыпайся, соня-сонюшка! | Поднимают руки и потягиваются. |
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна – |
Через стороны опускают руки вниз. |
Стала бабочкой она! | Делают маховые движения руками. |
– Дети, а что такое кокон?
– Кокон это домик гусеницы, из которого она появляется на свет.
Давайте произнесем и запомним это слово. /произносят 1-2 раза/
– Посмотрите на экран
Бабочка- красавица
Пьет из цветка водичку,
И моет свои лапки,
И умывает личико.
Спросили муравьи у бабочки не знает ли она где солнышко живет, а бабочка говорит: «Отгадайте загадки»- скажу
Целый день он спать не прочь
Но едва наступит ночь
Запоет его смычек
Музыканта звать … /сверчок/
Молодцы!
– Определить местоположения звука Р в слове, твердый он или мягкий?
На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза
Кто же это … /стрекоза/
Молодцы!
– Определить местоположения звука Р в слове, твердый или мягкий?
*
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит:
Случай не упустит:
Сядет и укусит? /КОМАР/
Молодцы!
– Определить местоположения звука в слове, твердый звук или мягкий?
– Сверчок, комар, стрекоза – одним словом – …. /НАСЕКОМЫЕ/
Полюбовались муравьи бабочками (Показать иллюстрации), подсказала им бабочка в какую сторону идти и побежали они дальше.
/Дети идут под музыку/
– На опушке леса увидели они удивительный дом. ( Показать изображение улья) – Может здесь живет солнышко?
На опушке – дом другой.
В нем живет пчелиный рой.
Этот дом всегда гудит,
Будто сам к цветку летит.
– Ребята, кто в этом домике живет? /-Пчелы!/
– Как называется пчелиный дом? / /ответы детей/
– А дом этот называется улей. /произносят слово вместе/
– Вылетела пчела из улья, спросили муравьи у нее – не знает ли она, где солнышко живет, а пчела и говорит: «Помогите деток сосчитать, подскажу куда идти.»
СЛАЙДЫ:
- ОДНА – пчелка, две – пчёлки…../10шт./
- КОМАР – …./7 штук/
- БОЖЬЯ КОРОВКА -… /5 шт./
Молодцы!
– Подсказала им пчелка куда идти, и пошли муравьи дальше.
/Дети идут под музыку/
– Посмотрите на экран.
Торопятся муравьишки, хотят найти дом солнышка. Увидели кузнечика, сидящего в траве. МОЖЕ ,ТЫ ЗНАЕШЬ, ГДЕ СОЛНЫШКО ЖИВЁТ?
– Поиграйте со мной, подскажу, где солнышко живет.
– Ребята, а в слове кузнечик есть звук Р или РЬ?
/нет!/
– Давайте поиграем в игру «Поймай звук»:
Девочки хлопают, когда услышат звук Р,
Мальчики хлопают, когда услышат звук РЬ.
/крыло, пчела, комар, кокон, стрекоза, рой, водомерка, дерево/
– Справились, дети, молодцы!
Говорит кузнечик:
На зеленом лугу
Увидите радугу-дугу,
Дивные воротца,
Там избушка солнца!
Побежали муравьи дальше./Дети идут под музыку/
Видят радугу-дугу, дивные воротца,
Вот избушка солнца! /слайд с иллюстрацией/
Обрадовались муравьи, что к дому солнца пришли и запели:
Тара-ра, тара-ра
Очень рада детвора-
Чудный домик у двора
Солнышку кричим: «Ура!
– Давайте, ребята, вместе с муравьями эту чистоговорку солнцу расскажем!
/дети проговаривают чистоговорку/
– Ребята, а кто еще знает стихи, скороговорки со звуками Р и РЬ? Давайте солнышку расскажем!
/Дети читают стихи/
– Солнышко предлагает выучить стихотворение:
Два брата у Прохора
Захар и Егор.
Захар дрова рубит,
Егор метет двор./дети учат стих/
– Солнышко, солнышко, Скажи как правильно звук произносить Р или РЬ?
Отвечает солнышко:
– А вы как думаете, ребята? /дети отвечают/
СОЛНЫШКО: – Ребята, в русском языке есть звук «Р» и звук «РЬ». Они оба нужны и важны, чтобы произнести слова правильно. А вы – молодцы, потому что умеете произносить правильно оба эти звука!
-Поблагодарили солнышко муравьи и отправились на лесную поляну.
– Нам с вами, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад.
Глазки закрываются
Реснички опускаются
1, 2, 3, 4, 5
В детский сад идем опять!
– Ребята, вот мы с вами и вернулись из путешествия.
– Вам понравилось путешествовать?
– Чем вам запомнилось путешествие?
/дети прощаются с гостями/
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Занятие на тему [Путешествие в космос]
- Дифференциация звуков В-ВЬ
- Занятие по теме [Дикие животные] для детей 5-6 лет