Главная » Конспекты логопедических занятий» Автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в свободной речи

Автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в свободной речи

Конспект логопедического занятия «Путешествие Муравьев»

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков Р и РЬ в свободной речи

Учитель-логопед:

Погодина Алена Романовна

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Кондинский район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Комбинированного вида детский сад «Сказка»

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

1. Повторение и закрепление артикуляции звуков Р и РЬ;

2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Коррекционно-развивающие:

1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках и стихах;

2. Развитие фонематического слуха и восприятия;

3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;

4. Развитие зрительного внимания и восприятия.

5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи сдвижением;

6. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

1. Формирование нравственных качеств: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;

2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Ход занятия:

– Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам гостей пришло! Давайте с ними поздороваемся!

– Много сказок мы с вами узнали, много историй придумали, хотите ещё одну сказку послушать.  /ДА/

– Жили-были два муравья РОК и РИК. И постоянно они  спорили: как правильно произносить звук «Р» или «РЬ». Спорили, спорили, так и не пришли к единому мнению, и решили спросить у солнышка.

– Ребята, а вам какой больше нравиться произносить звук «Р» или «РЬ»?

Я предлагаю вам вместе с муравьями отправиться к Солнышку.

Звуки «Р» и «РЬ» – сложные, поэтому перед тем как идти нужно сделать гимнастику для язычка, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный, и произносил все звуки красиво и правильно.

Артикуляционная гимнастика

– заборчик

– трубочка

– лопатка /язык лопаткой положи, и держи его, держи, язык нужно расслаблять и под счет его держать:1,2,3,4,5 (2раза)-язык можно убирать.

– лошадка

– грибочек

– заведем мотоцикл  р-р-р….   /дети встали в круг/

– Помогать путешествовать нам будет волшебный экран

/дети берутся за руки и идут по кругу/.

Глазки закрываются

Реснички опускаются

1, 2, 3, 4, 5

Солнышко идем искать!

/звучит мелодия/

– Ребята, посмотрите на экран,  мы попали на лесную поляну. Сейчас раннее утро.

За окном расцвел вьюнок,

На веревочке звонок.

Зазвонили мураши:

Просыпайтесь, малыши!

И проснулся лес, проснулся луг. Все зашумело, зашептало, заговорило.

На лесной поляне растет очень много колокольчиков, они завораживают все вокруг.Ветерок на них подует – они зазвенят и лес просыпается. Вот так!

Дыхательное упражнение « Подуем на колокольчик»

Логопед. Всех разбудили колокольчики.

-Посмотрите на экран – это муравьи РОК и РИК, встречают нас на поляне. Поприветствуем их и помашем им рукой!

– Прежде чем отправляться к СОЛНЫШКУ  муравьям надо достроить дом, а иначе ветер подует и сломает его.

Как называется дом у муравья?              /Муравейник/

– Строить муравейник – это очень тяжелый труд.

Посмотрите на экран:

Они сгибаются под ношей,

Они ползут уже с трудом,

Но зато, какой хороший

Муравьиный будет дом!

-Поможем, ребята, РОКУ и РИКУ строить муравейник?        /- Да!/

– Для этого вам нужно  из  соломинок выбрать сначала картинки в названии которых есть звук Р, а затем картинки в названии которых есть звук РЬ и поместить их  на муравейнике. /Мольберт с изображением муравейника/

/Дети выполняют задание логопеда, четко проговаривая слова и звуки./

ВЫВОД: – Звук в разных словах может произноситься по-разному: в одних – твёрдо, в других – мягко.

-Посмотрите на экран: он нам подскажет, правильно вы подобрали картинки или нет.

– Построил РОК И РИК дом, теперь можно отправляться к СОЛНЫШКУ.

/Дети шагают под музыку по залу/

Шли они, шли и увидели  гусеницу.

По листочку я ползу

И грызу его, грызу.

Ну, какой же это вред?

Просто завтрак и обед!

– ГУСЕНИЦА, НЕ  ПОДСКАЖЕШЬ, ГДЕ СОЛНЫШКО ЖИВЕТ?

– Поиграйте со мной – подскажу.

/Гусеница предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»/.

(маленький-большой

Громко-тихо

Быстро-медленно

Вредно-полезно

Длинный-короткий

Яркий-тусклый)

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Этот странный дом без окон Дети складывают руки домиком над головой.
У людей зовется «Кокон». Обхватывают ладонями локти.
Свив на ветке этот дом, Делают вращательные движения указательным пальцем.
Дремлет гусеница в нем. Соединяют указательный и большой пальцы.
Спит без просыпа всю зиму. Кладут сложенные ладони под щеку.
Но зима промчалась мимо – Сгибают руки в локтях и попеременно поднимают ладони вверх-вниз.
Март, апрель, капель, весна… Сжимают руки в кулаки и по очереди разжимают пальцы, начиная с мизинца.
Просыпайся, соня-сонюшка! Поднимают руки и потягиваются.
Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна –

Через стороны опускают руки вниз.
Стала бабочкой она! Делают маховые движения руками.

– Дети, а что такое кокон?

– Кокон это домик гусеницы, из которого она появляется на свет.

Давайте произнесем и запомним это слово. /произносят 1-2 раза/

– Посмотрите на экран

Бабочка- красавица

Пьет из цветка водичку,

И моет свои лапки,

И умывает личико.

Спросили муравьи у бабочки  не знает ли она где солнышко живет, а бабочка говорит: «Отгадайте загадки»- скажу

Целый день он спать не прочь

Но едва наступит ночь

Запоет его смычек

Музыканта звать … /сверчок/

Молодцы!

– Определить местоположения звука Р в слове, твердый он или мягкий?

На ромашку у ворот

Опустился вертолет

Золотистые глаза

Кто же это …      /стрекоза/

Молодцы!

– Определить местоположения звука Р в слове, твердый или мягкий?

*

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит:

Случай не упустит:

Сядет и укусит?                          /КОМАР/

Молодцы!

– Определить местоположения звука в слове, твердый звук или мягкий?

– Сверчок, комар, стрекоза – одним словом –  …. /НАСЕКОМЫЕ/

Полюбовались муравьи бабочками (Показать иллюстрации), подсказала им бабочка в какую сторону идти и побежали  они  дальше.

/Дети идут под музыку/

– На опушке леса увидели они удивительный дом. ( Показать изображение улья) – Может здесь живет солнышко?

На опушке – дом другой.

В нем живет пчелиный рой.

Этот дом всегда гудит,

Будто сам к цветку летит.

– Ребята, кто в этом домике живет?               /-Пчелы!/

– Как называется пчелиный дом? /                      /ответы детей/

– А дом этот называется  улей.            /произносят слово вместе/

– Вылетела пчела из улья, спросили муравьи у нее – не знает ли она, где солнышко живет, а пчела и говорит: «Помогите деток сосчитать, подскажу куда идти.»

СЛАЙДЫ:

  1. ОДНА – пчелка, две – пчёлки…../10шт./
  2. КОМАР – …./7 штук/
  3. БОЖЬЯ КОРОВКА -… /5 шт./

Молодцы!

– Подсказала им пчелка куда идти, и пошли  муравьи дальше.

/Дети идут под музыку/

– Посмотрите на экран.

Торопятся муравьишки, хотят найти дом солнышка. Увидели кузнечика, сидящего в траве. МОЖЕ ,ТЫ ЗНАЕШЬ, ГДЕ СОЛНЫШКО ЖИВЁТ?

– Поиграйте со мной, подскажу, где солнышко живет.

– Ребята, а в слове кузнечик есть звук Р или РЬ?

/нет!/

– Давайте поиграем в игру «Поймай звук»:

Девочки хлопают, когда услышат звук Р,

Мальчики хлопают, когда услышат звук РЬ.

/крыло, пчела, комар, кокон, стрекоза, рой, водомерка, дерево/

– Справились, дети, молодцы!

Говорит кузнечик:

На зеленом лугу

Увидите  радугу-дугу,

Дивные воротца,

Там избушка солнца!

Побежали  муравьи  дальше./Дети идут под музыку/

Видят радугу-дугу, дивные воротца,

Вот избушка солнца! /слайд с иллюстрацией/

Обрадовались муравьи, что  к дому солнца пришли и запели:

Тара-ра, тара-ра

Очень рада детвора-

Чудный домик у двора

Солнышку кричим: «Ура!

– Давайте, ребята, вместе с муравьями эту чистоговорку солнцу расскажем!

/дети проговаривают чистоговорку/

– Ребята, а кто еще знает стихи, скороговорки со звуками Р и РЬ? Давайте солнышку расскажем!

/Дети читают стихи/

– Солнышко предлагает выучить стихотворение:

Два брата у Прохора

Захар и Егор.

Захар дрова рубит,

Егор метет двор./дети учат стих/

– Солнышко, солнышко, Скажи как правильно звук произносить Р или РЬ?

Отвечает солнышко:

– А вы как думаете, ребята? /дети отвечают/

СОЛНЫШКО: – Ребята, в русском языке есть звук «Р» и звук «РЬ». Они оба нужны и важны, чтобы произнести слова правильно. А вы – молодцы, потому что умеете произносить правильно оба эти звука!

-Поблагодарили солнышко муравьи и отправились на лесную поляну.

– Нам с вами, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад.

Глазки закрываются

Реснички опускаются

1, 2, 3, 4, 5

В детский сад идем опять!

– Ребята, вот мы с вами и вернулись из путешествия.

– Вам понравилось путешествовать?

– Чем вам запомнилось путешествие?

/дети прощаются с гостями/

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос