Главная » Конспекты логопедических занятий» Место этикета в процессе социально-нравственного развития детей с использованием сказок

Место этикета в процессе социально-нравственного развития детей с использованием сказок

Конспект интегрированного занятия в группе специального назначения с приоритетом развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Отдел образования Енакиевского городского власти
Методический кабинет
Учебно-воспитательный комплекс № 6
Дошкольное подразделение

Учитель-логопед НВК №6

Саченкова Н.А.

Цели и задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

  • закреплять навыки, формы и правила поведения в общественных местах и дома;
  • учить давать оценку своим действиям и поступкам других детей;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • учить действовать в команде быстро и слаженно;
  • закрепить  навыки  послогового чтения.
  • формировать умение и навыки активно пользоваться мимическими мышцами.
  • учить детей не бояться выступать перед аудиторией, стараться передавать образ соответствующий герою, читать стихотворения, совершенствовать коммуникационные навыки.

2. Коррекционно – развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление;
  • развивать умение слушать и слышать окружающих людей;
  • развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать координацию речи с движением, связную речь, творческое        воображение;
  • развивать математические навыки, умение ориентироваться в тетради;
  • развивать пространственное воображение, усидчивость;
  • развивать умение слушать и слышать окружающих людей.

3. Коррекционно – воспитательные:

  • создать эмоционально – приподнятое настроение, ощущение радости  от ожидаемого праздника;
  • увлечь детей сказочными сюжетами;
  • воспитывать любовь, уважение друг к другу, и к окружающим людям, умение дружить;
  • воспитывать у детей эмоционально – нравственную культуру поведения, положительные личностные качества и навыки толерантного поведения  друг к другу и к окружающим.

Предварительная работа:

  • чтение сказок «Репка», «Золушка», «Федорино горе», «Красная шапочка», драматизация телефонного разговора бабушки и Красной шапочки, знакомство с правилами этикета на занятиях и в повседневной жизни.

Материал для занятия:

  • демонстрационный  материал – шкатулка, иллюстрации к сказкам, детские книжки со сказками, миски с фасолью и горохом, схема моделирования гостевого этикета (приём гостей, мы идём в гости) «волшебный» цветок; раздаточный материал для аппликации «Репка», шнуровки, массажер  Су – Джук, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Вход под фрагмент песни «Что такое доброта?»

(детский муз.ансамбль «Барбарики», муз. и сл.Любаши)

Вед:

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Реб1:

Гости дорогие,

Важные такие

В зале  здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят.

Реб2:

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим?

Все:  Добротой.

Вед.:

– Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети:

-Доброе утро!

Вед:

Ребята, вы еще маленькие, но в жизни предстоит  встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой.

Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном отношении к человеку.

Стихотворение «Что такое этикет?»

Реб1:

Что такое этикет?

Мы сейчас дадим ответ

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Реб.2:

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести?

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

Реб.3:

Если вежливыми слыть,

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Вед:

А сейчас мы проверим, соблюдают ли эти правила сказочные герои в своих сказках.

У меня шкатулка есть,

Ну а сказок в ней – не счесть,

Стоит лишь ее открыть

Сразу музыка звучит.

Музыку вы угадайте,

Что за сказка – называйте!

(Звучит из шкатулки фрагмент  песни «Золушка» слова И. Резника, музыка И. Цветкова.)

Ребята,  из какой сказки эта музыка?

( Дети: «Золушка».)

(Выставляется на мольберте сюжетная картинка из сказки «Золушка»)

Вед: Посмотрите на картинку, какой вы представляете себе Золушку?

(Дети: Золушка была добрая, трудолюбивая, нежная…

-А ее сестер? Посмотрите на их лица, какие они?

(Дети: а сестры злые, завистливые,  жадные, сердитые)

Чтобы отправиться на бал, Золушке нужно было перебрать горох и фасоль в разные чашки. Ребята, а вы  сможете  справиться с этим заданием?

(Дети делятся на 3 команды, соревнуются, кто быстрее разберет  горох и фасоль. Под быструю музыку.)

Вед:

-Молодцы, ребята, быстро справились с заданием.

Вед:

-А как вы думаете, обратил ли внимание на  Золушку принц, если бы она на бал отправилась в своем стареньком грязном платье и стоптанных башмачках?

(Ответы детей: на праздник все одевают красивую одежду и обувь, чтобы с человеком было приятно общаться в гостях; еще есть одежда, для  грязной работы – рабочая, есть для праздника – праздничная, и та в которой мы ходим каждый день в детский сад).

-Чтобы понравиться окружающим, нужно быть не только красивым внешне, но и быть добрым и внимательным к другим людям.

Давайте мы с вами оденем Золушку на бал.

Шнуровка «Одень принцессу».

Вед:

-Молодцы, наша Золушка уже одета, а теперь  закроем глаза и представим как она уезжает на бал.

(Звучит из шкатулки фрагмент песни «Золушка» слова И. Резника, музыка И. Цветкова.)

Ребята, а из какой сказки эта музыка?

(Музыка( звон разбитой посуды) из мультфильма «Федорено горе» со словами самовара ).

(Дети: «Федорино горе»).

Вед:

– А почему в этой сказке вся посуда убежала от Федоры?

(Ответы детей.)

Ребята, давайте с вами попробуем помочь  Федоре помыть посуду:

(пальчиковая гимнастика):

Раз, два, три ,четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали — Так Федоре помогали.

*

-А как вы мимикой выразите свое огорчение – разбили чашку,

радость – купили новую посуду,

неудовольствие – много грязной посуды.

*

6.  Упражнения для языка

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.

Чья «чашечка» глубже?

(Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.)

Чашка и блюдце на столе.

Ручка чайника.

(Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.)

Пирожок.

(Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».)

7. Развитие речевого дыхания и голоса

«Пьем коктейль через трубочку» :

Вдох –  (вытянуть губы узкой « воронкой». )

Выдох – ( дуем на горячий чай.)

(Вытянуть губы широкой «трубочкой» ) – вдох,

(подуть на горячий чай ) – выдох.

«Пыхтящий чайник» :

Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

8. Речевая зарядка и музыкальные попевки.

Проговаривание загадки и  чистоговорки.

(Наглядность)

*

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. —

Пейте чай, вода вскипела!

(Самовар)

*

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

Вед:

– А почему  в конце сказки самовар назвал Федору – Федора Егоровна?

Ответы детей:

(так как она всю посуду перемыла, навела порядок в доме. Этим она заслужила уважение  к себе, поэтому ее самовар назвал по имени – отчеству).

Вед🙁 воспитатель)

– А как вы думаете, надо соблюдать правила этикета в семье, дома?

(Ответ:да.)

Правильно, для этого существуют правила семейного этикета. Счастлива та семья, в которой всем и каждому хорошо.

А какие правила вы знаете?

(Ответ: проявлять доброту и нежность по отношению друг к другу, заботиться  друг о друге, стремиться  к взаимопониманию, уметь спокойно договариваться, не ссориться, помогать во всем взрослым).

(Загадка):

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила,

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла.

(Дети: мышка.)

А смог ли дедушка в сказке «Репка» один вытащить репку?

(Ответы: нет.)

А кто ему пришел на помощь?(Перечисляют)

А если бы в семье не было любви и уважения друг к другу, смогли бы герои сказки вытащить репку?

(Ответ: нет.)

Давайте с вами сделаем аппликацию репки.

Аппликация «Репка».

(Дети по пунктиру обводят контур репки, намазывают клеем репку и листик, посыпают мелкой крупой (репка – желтой, листья – зеленая (крашенная))

Вед (логопед):

( Звучит из шкатулки фрагмент песни Красной Шапочки из телефильма “Про Красную Шапочку”, слова Ю. Михайлова, музыка А. Рыбникова).

Ребята, как вы думаете, а кто это к нам сейчас придет из сказки?

(Ответ: Красная Шапочка)

– А если бы в то время были телефоны, могли бы сказочные герои знать правила телефонного этикета ?

(Ответ: да.)

Вспомним сказку «Красная шапочка» Ш.Перро.

Внучка собралась в гости к бабушке, но, давайте мы с вами  представим, что Красная Шапочка сначала решила позвонить бабушке и предупредить ее о своем визите.

Сценка – драматизация телефонного разговора внучки и бабушки.

(выходят 2 девочки переодетые в героев из сказки)

Сначала Красная Шапочка посмотрела на часы. Почему?

(Дети: Красная Шапочка знала, что звонить рано утром и поздно вечером нельзя, т.к. бабушка может в это время отдыхать).

Затем внучка набрала номер телефона бабушки.

Реб.1: К.шАлло, бабушка, здравствуй

Реб.2: Бабушка – Здравствуй, внученька!

Кр.ш – Как ты себя чувствуешь? Как твое здоровье?

Б. – Спасибо, Красная шапочка, хорошо.

Кр.ш – Бабушка, я приду к тебе сегодня в гости.

Б. – Приходи, Красная Шапочка, я пирог испеку и буду тебя ждать.

Кр.ш – До свидания, бабушка

Б. – До свидания, Красная шапочка.

Вед:

-Предупредила Красная Шапочка бабушку о своем визите и стала собираться в гости. Ребята, а не напомним ли мы о правилах гостевого и подарочного этикета?

(На 2 мольбертах –  2 магнитные доски: дети выкладывают эмблемы подарочного и гостевого этикетов; 2 команды- 1 с Красной шапочкой,

2 – с  бабушкой, потом комментируют).

-Что должен знать человек когда идет в гости?

Дети:

1.В гости идут чистыми.

2.Красиво причесанными.

3.Одежда и обувь должна быть тоже чистая и опрятная.

4.Надо позаботиться о подарке и цветах. Не забывайте, что подарок                   должен доставлять радость и понравиться хозяину.

5.Когда идешь в гости нельзя опаздывать, надо приходить к назначенному часу.

6.В гости надо приходить  с хорошим настроением и с улыбкой.

Вед:

-Что должен знать хозяин, когда он ждет гостей в свой дом?

Дети:

1. Заранее нужно послать приглашение или пригласить в гости по телефону.

2. Навести чистоту и порядок в доме.

3. Гостей встречают чистыми, аккуратно причесанными, в чистой красивой одежде и обуви.

4. Хозяин должен позаботиться об угощении для гостей.

5. Хозяин должен продумать развлечения, игры для гостей.

6. К назначенному часу хозяин ждет гостей и встречает их с хорошим настроением и улыбкой.

7. Подарок обязательно нужно развернуть и поблагодарить за него, а цветы поставить в вазу.

-Молодцы, справились с заданием!

(Звучит из шкатулки фрагмент песни «БУРАТИНО» из кинофильма “Приключения Буратино” муз. Рыбников А. сл. Ю. Энтин.)

(Выбегает мальчик в костюме Буратино)

Буратино:   Я – мальчишка деревянный

В полосатом колпачке

Создан я на радость людям,

Счастья ключ в моей руке.

Черепаха подарила

Этот ключ волшебный мне

И тогда я очутился

В доброй сказочной стране.

Вед. (воспитатель):

-Ребята, а как вы думаете почему черепаха ключик отдала именно Буратино?

(Ответы детей :он  добрый, веселый, не жадный…).

Буратино:

– Ребята, я сегодня рано встал и забыл сделать зарядку, давайте ее все вместе сделаем!

(Физминутка с Буратино)

1. Дуремара мы  покажем,

Тянем руки выше наши

Он высокий и худой

Выше, выше –  вот какой!

2. Очень толстый Карабас,

Он похож на контробас,

Карабаса мы покажем

Шире, шире руки наши        !

3. Карабас наш торопился,

Бородою зацепился,

Раз наклон, два наклон,

Наконец – свободен он.

4. Ну, а пудель Артемон

Прыгает, как чемпион,

Будем прыгать раз и два,

Выше, выше голова.

5. Вспомним нашего Пьеро
Время повздыхать пришло,

Носом вдох, а выдох ртом,

Дружно вместе мы вздохнем.

6. Как красавца  Мальвина

Станем все спокойно, чинно.

Буратино:

– Ох, как хорошо, размялись!

-Ребята, я хочу знать, дружите ли вы с математикой?

Вед:

– Давайте проверим!

А перед этим заданием, мы с вами возьмем вот такие  колечки (массажер Су – Джук) и разомнем пальчики.

(Разминают)

Графический диктант «Ключик»

Вед:

-Молодцы, ребята!

Буратино:

-Молодцы! А теперь раскрасим!

(Раскрашивают, показывают Буратино).

Буратино:

-Ребята, а у меня есть еще одно задание для вас.

(Дает картинки).

У меня есть картинки со сказочными героями, их очень много, помогите мне вспомнить их названия.

Вед:

-Хорошо! (к детям) Вы должны правильно прочитать, какой это сказочный герой, найти его на картинке и положить его название  под картинку.

(Дети выполняют задание)

Буратино:

– Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось! Вы такие молодцы! За это я хочу вам  подарить вот такие веселые улыбки , что бы вы всегда улыбались и никогда не унывали. (вешает с ведущей  значки – смайлики). Ну, а теперь я пойду в свою сказку готовиться к  школе. До свидания!

Вед:

– До свидания, Буратино, приходи к нам еще!

Дети:

-До свидания!

Вед.(логопед):

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и  немного помечтать:

Если б палочку волшебную

Подарила Фея мне,

Что бы вы, ребята, сделали

Наяву, а не во сне?

Реб.1:

Я бы раз взмахнула палочкой

И сказала тихо ей:

«Пусть побольше будет радости

На большой земле на всей!»

Реб.2:

Два, качнулась тихо палочка:

Всем родным здоровым быть.

Старшим, молодым и маленьким

Хорошо и дружно жить!

Реб.3:

Третий раз взмахнула палочка

Что себе бы пожелать?

Может быть, вы мне поможете?

Каждый может помечтать.

Вед: (логопед)

-Давайте забудем все обиды и станем совершать только добрые дела, относиться к своим товарищам по – доброму.  И тогда настроение у всех будет радостное и веселое. Недаром говорят, что в радости и розы краснее и фиалки голубее и солнце ярче. А радость можно доставить человеку добрым  и  ласковым словом!

(Звучит фрагмент из  песни «Волшебный цветок». Слова М. Пляцковского,

музыка Ю.Чичкова)

Ведущая показывает.

У меня есть цветок, который говорит : «Я тебя люблю»  от добрых и  ласковых слов. (Послушайте). Мы будем его передавать и говорить  друг другу только хорошие и добрые слова.

Проводится игра « Цветок добрых слов»

Реб.:

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам,

Приходите к нам опять,

Будем вас мы очень ждать!

Уход под песню. «Что такое доброта?»

(детский муз.ансамбль «Барбарики» муз. и сл.Любаши)

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос