Конспект занятия [Как мы Путаника учили]
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей
с ОНР в подготовительной группе по теме:
«Как мы Путаника учили»
Учитель – логопед –
Фефилова Екатерина Валерьевна
МБДОУ № 101
Архангельск 2012 год
Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.
Задачи:
1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».
2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».
3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.
4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.
Оборудование:
1. Демонстрационное:
предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.
2. Индивидуальное:
снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».
– На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».
Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).
II. Постановка цели занятия.
– Как мы назовём все предметы одним словом?
– Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?
– Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.
Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.
– Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.
– К кому ты пришёл и куда?
– От вам на гости.
– Ребята, я поняла, кто к нам пришёл – это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?
– А что Путаник в предложении перепутал?
– А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?
– Останешься с нами Путаник?
– Конечно останусь с такими хорошими ребятами.
– Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.
III. Основная часть занятия.
1. Дидактическая игра «Верно-неверно».
– Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?
– Давайте поможем ему переодеться.
Дети составляют предложения:
Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.
Рукавицы на ногах……………………………………………………………..
Тапки в левом кармане……………………………………………………..
Шарф на ноге……………………………………………………………………..
Кепка в правом кармане……………………………………………………
Путаник переодевается.
Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».
– Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.
– тапки.
– Что это? – это обувь
– Ещё есть такой предмет? – кепка. Это головной убор.
Дидактическое упражнение «Что изменилось?»
– А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.
– Повернитесь. Что изменилось?
Дети составляют предложения:
Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.
Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.
Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.
Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.
Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.
– Путаник, а откуда у тебя снежинка?
– А я сюрприз для ребят приготовил.
2. Дидактическая игра «Найди снежинку».
– Ребята, найдите остальные снежинки.
Дети собирают снежинки и встают полукругом.
– Скажите, где вы нашли свою снежинку?
Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола». (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).
Упражнение на дыхание «Вьюга».
– Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук -с-. Вдох выполняем носом, выдох – ртом.
Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.
– Вдох, вьюга воет – выдох. – Вдох, вьюга стихла – выдох.
Повторить 2 раза.
– Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?
– Придумайте предмет одежды со звуком -з-.
Блуза, рейтузы, комбинезон.
– Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?
– Придумайте предметы одежды с этим звуком.
Сарафан, свитер, носки, блузка.
– Молодцы. А сейчас немного отдохнём.
3. ФЗМ. «Будьте внимательны».
– Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).
4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».
– А сейчас садитесь за столы.
– Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.
– Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три – начали!
Подводится итог, называются победители.
– Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.
– Нарисуйте прямоугольник над квадратом.
– Где находится квадрат? Прямоугольник?
– Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй – прямоугольник в предмет одежды.
– Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?
У меня шорты. И т.д.
Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».
На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.
– А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.
Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.
– Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.
Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.
Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»
– Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.
– Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.
Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.
Путаник: – У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.
– Какой вы использовали предлог в предложении?
5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».
– А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.
– Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.
IV.Итог занятия.
– Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?
– Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.
– Сейчас мы тебя проверим.
Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».
– Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.
Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:
Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.
– Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.
Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».
Путаник уходит.
– Ребята, о чём мы говорили на занятии?
– Какие задания вам понравилось выполнять?
– Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект по лексической теме [Музыкальные инструменты. Профессии]
- Конспект занятия [Цветы]
- Тема [Звуки А, У, И, О]