Главная » Конспекты логопедических занятий» Конспект по лексической теме [Музыкальные инструменты. Профессии]

Конспект по лексической теме [Музыкальные инструменты. Профессии]

Дубинина Татьяна Алексеевна

учитель-логопед высшей категории МОУ Форносовская

Логопедическая тема: Словообразование с суффиксами –ист, -ач.

Цель:

Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

– развивать мелкую моторику;

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать дыхание и голос;

– развивать слуховое и зрительное внимание;

– развивать общую моторику, координировать речь с движением;

– развивать фонематические функции;

– развивать связную речь;

– развивать память, мышление, воображение.

Образовательные:

– обогащать и активизировать словарь по лексической теме;

– учить выделять из слова первый звук;

– учить делить слова на слоги;

– формировать словообразование с помощью суффиксов –ист, – ач;

учить называть женскую и мужскую профессию, используя суффикс –к, окончание –а.

Воспитательные:

– воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: зеркало (7); картинки для артикуляционной гимнастики: «Домик», «Блинчик», «Часики», «Лягушка», «Слоник», «Маляр», «Качели», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Лошадка»; схема «Песенка гласных»; пособие «Чашка» (6 шт.); музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка;  ширма; карточка «Найди и назови музыкальный инструмент»; дидактическое пособие «Паровозик»;  магниты; картинки: роялист, трубач, арфист, пианист, скрипач; мяч.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие
  1. Развитие мелкой моторики

Скрипач – на  скрипке,                                       Загибают по одному пальчику на левой руке,

Трубач – на трубе,                                                      начиная с мизинца.

Пианист – на  пианино,

Барабанщик – на  барабане,

А домбрист – на  домбре:

Весь оркестр играет мне!                        Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«Сказка о весёлом Язычке». Дети сидят за столом, смотрят в зеркало, выполняя упражнения   согласно услышанному тексту и увиденной картинке:

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг  («Лопаточка»).

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит  (облизать губы по кругу).

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам  («Часики»).

Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).

Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).

Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

  1. Развитие физиологического дыхания

Упражнение «Чашка». Дети учатся делать короткий вдох через нос и продолжительный выдох через рот.  Дети держать «чашку» двумя руками перед носом. Упражнение выполняется по команде логопеда 5 раз.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

Логопед просит детей «пропевать» гласные звуки по схеме:

«А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!»

6. Развитие слухового внимания

Игра «Какой инструмент звучал?»  Дифференциация музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка. Логопед показывает каждый инструмент, дети его называют. Затем за ширмой логопед издаёт звук каким-либо инструментом, а дети должны угадать какой инструмент звучал.

7. Развитие зрительного внимания

Игра «Найди и назови музыкальный инструмент» (наложенные силуэты)

Дети должны назвать гитару.

8. Развитие общей моторики, координация речи с движением

«Ай ты, дудочка-дуда»

Ай ты, дудочка-дуда,                              Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                                    Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду                            Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

9. Развитие фонематических представлений

1) Игра  «Назови в слове первый звук»  Используются картинки по теме «Музыкальные инструменты»: аккордион – [а], гитара –  [гь], рояль –  [р], барабан –  [б], скрипка –  [с], труба –  [т], арфа –  [а], пианино –  [пь], бубен –  [б].

2) Игра  «Паровозик». Слоговый анализ слов: скрип-ка, ги-та-ра, ба-ян, ба-ра-бан, дуд-ка, ро-яль, пи-а-ни-но, бу-бен, ак-кор-ди-он, ар-фа, тру-ба. На магнитной доске располагается дидактическое пособие «Паровозик», далее логопед приглашает к доске ребёнка, говорит ему слово и просит разделить слово на части, сколько в слове частей – столько вагончиков к паровозу нужно «прицепить».

10. Лексика и грамматика

1) Беседа: что такое «музыкальные инструменты», для чего они нужны, музыкальные профессии.

Словарь: скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист, роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты.

Логопед: «Мы с вами только что рассматривали картинки и играли со словами, а как назвать все эти предметы одним словом? (музыкальные инструменты). Скажите,  где используют музыкальные инструменты? (В театре, в опере, в филармонии). Играть на музыкальном инструменте – это искусство, человек осваивает для этого определённую музыкальную профессию. Посмотрите на картинки и назовите правильно каждого музыканта». (Логопед демонстрирует картинки с изображением музыкантов: роялиста, трубача, арфиста, пианиста, скрипача).

Игра «Назови музыкальную профессию»    

На рояле  – роялист

На пианино – …                            На гармони – …

           На гитаре – …                              На баяне – …

           На барабане – …                          На скрипке – …

           На трубе – …                               На балалайке – …

Когда все музыканты собираются вместе и начинают играть, то,  как это назвать одним словом? (Оркестр). Но чтобы музыка звучала красиво, в оркестре есть человек, который руководит игрой каждого музыканта. Сам он не играет на музыкальном инструменте, он стоит за пультом, перед ним ноты, в руках дирижёрская палочка. Как называется этот человек? (Дирижёр).

 2) Игра «Исправь ошибку Незнайки». Вы знакомы с Незнайкой. Он всегда ошибается, потому что ничего не знает. Я сейчас буду говорить вам то, что сказал Незнайка, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.

Скрипач играет на трубе.

Пианист играет на барабане.

Барабанщик играет на балалайке.

Баянист играет на гитаре.

Гитарист играет на баяне.

3) Игра «Он и она». Закрепление названий музыкальных профессий. На музыкальных инструментах играют и мужчины, и женщины. Нужно правильно назвать музыканта, в зависимости от того, женщина это или мужчина. Становитесь в круг, я,  бросая мяч,  называю музыканта – мужчину, а кто поймал мяч  называет музыканта – женщину.

Он виолончелист, а она  виолончелистка

Он пианист, а она  …

Он гитарист, а она …

Он баянист, а она …

Он скрипач, а она …

Он барабанщик, а она …

11. Организация окончания занятия

Чем мы занимались на занятии? О чём говорили? Назовите 5 музыкальных инструментов. (Каждый ребёнок, загибая пальчики на левой или правой руке, называет музыкальные инструменты).

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

Артикуляционная гимнастика / Е.М. Косинова; [ил. Г.В. Соколова]. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007. – 64 с.: ил.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с.

Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 176 с.

Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 320 с. + 8 с. Цв. вкл.

Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. –   Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2000. – 80 с.

 

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

учитель-логопед высшей категории МОУ Форносовская

Автор опубликовал 7 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос