Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста [старшая групп]
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)
Тема «В гости к Чиполлино»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26
учитель-логопед
Урюпина Е.А.
Программное содержание:
- Активизировать словарь по теме «Овощи. Фрукты».
- Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, в ед. ч., в Им.п.; образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом (чик, очк ).
- Формировать умение составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
- Развивать связную речь (описательные загадки).
- Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, графо-моторных навыков, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, развивать тактильную чувствительность.
- Развивать познавательные процессы.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: письмо от Чиполлино с картой маршрута, муляжи овощей: морковь, огурец; сюжетная кртина «Фруктовый сад», игрушка Чиполлино, «Волшебный мешочек» с натуральными овощами и фруктами (яблоко, груша, лимон, апельсин, морковь, огурец, лук, картофель); картинно-графический план-схема, шапочки-маски: огурец, груша, помидор, яблоко.заготовки для Д\и «Зоркий глаз», «Что где растёт», заготовки для графического диктанта, карандаши, ширма, аудиозапись песни про Чиполлино.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся за столы.
Логопед: Ребята, нам пришло письмо. От кого оно?
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком,
Всем по сказке интересной
Мальчик –луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся ….
Дети: Чиполлино.
Логопед: Письмо от Чиполлино.
Открываю конверт.
« Ребята! Приглашаю вас в гости. В письме карта маршрута. Жду с нетерпеньем. Чиполлино»
Карту на магниты на доску.
1. Логопед: Отправляемся в путешествие. Поедем на машине.
Пальчиковая гимнастика.
Би-би-би – гудит машина Сжимают, разжимают Гудит машина. кулачки.
Тук-тук-тук Стучат кулачком о кулачок.
Мотор стучи.
Едем, едем, едем, едем- Ритмично потопывают
Он так громко говорит. Ногами.
Шины трутся о дорогу, Потирают ладони.
Шу-шу-шу – они шуршат.
Быстро крутятся колёса Делают «вертушку» руками.
Та-та-та – вперёд спешат.
Логопед: Вот мы и в сказочной стране.
Узнаем, кто живёт в первом домике.
2. Д\и» Доскажи словечко»
Логопед: Есть загадка про девицу-
Ту, что спряталась в темницу.
Косу высунувши ловко,
А девица та….
Дети: Морковка.
Из-за ширмы появляется морковка.
Морковь: Здравствуйте, ребята! Я полезная, сладкая морковь. Овощи и фрукты мои друзья. Расскажите, какие они?
3. Д\и « Какой? Какая? Какое?»
Морковь: Лида, яблоко какое? (Яблоко круглое, красное, сочное, полезное).
Огурец (зелёный, овальный, хрустящий).
Тыква (большая, круглая, оранжевая, полезная, вкусная).
Помидор ( круглый, красный, сочный).
Груша (жёлтая, душистая, сладкая, сочная, вкусная).
Картофель (коричневый, овальный, круглый, шершавый, полезный, вкусный).
Апельсин (оранжевый, круглый, яркий, душистый, сладкий, вкусный, ароматный).
Лимон (жёлтый, овальный, кислый).
Морковь: Молодцы, ребята! А теперь назовём их ласково.
4. Д\и «Назови ласково»
Морковь: Кирилл, морковь большая, а маленькая ….(морковка).
Огурец (огурчик), яблоко (яблочко), помидор (помидорчик), лимон (лимончик), апельсин (апельсинчик), репа (репка), тыква (тыквочка, тыковка).
Логопед: До свидания, морковь, мы отправляемся дальше.
(убираю морковь за ширму).
5. Графический диктант.
Логопед: Возьмите лист бумаги и карандаш. Найдите на листе точку, поставьте на неё карандаш. От точки сосчитайте 2 клетки вверх и проведите линию, 2 клетки вправо и проведите линию, 2 клетки вверх и проведите линию.
Мы пришли в гости в огуречный домик. ( У кого встретились ошибки, мы исправим их после занятия).
Из-за ширмы появляется огурец.
Огурец: Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Логопед: Огурчик, мы хотим научить тебя интересной игре.
Ильмира, Лёша, Кирилл, Саша, выходите ко мне. Надеваю детям шапочки – маски (Ильмира будет грушей и тп. )
6. Д\и « Да-нетка».
Логопед: Слава, груша между огурцом и помидором? (Да, груша между огурцом и помидором).
Ваня, яблоко около помидора? (Да, яблоко около помидора).
Ставлю «огурец» за «грушу».
Юра, огурец за яблоком? (Нет, огурец за грушей).
Логопед: Молодцы, ребята, проходите на свои места.
7. Д\и «Зоркий глаз» (раздаю детям листы с заданием).
Логопед: На листе изображены овощи. Внимательно посмотрите и назовите их.
Например, Я вижу огурец.
Огурец: Спасибо ребята, что научили меня таким интересным играм. До свидания!
Дети прощаются с огурчиком (убираю его за ширму).
Логопед: Ребята, пойдём в огород собирать овощи! Встаньте около столов.
8. Развитие общей моторики.
В огород пойдем, Дети шагают на месте
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный. Делают руками перед собой круг
Щавеля нарвем немножко «Рвут»
И пройдёмся по дорожке. Шагают на месте.
Дети садятся за столы.
Логопед: А вот и фруктовый сад.
На мольберте сюжетная картина «Фруктовый сад».
Логопед: какие фрукты вы знаете? (Я знаю яблоко. И т.п.)
Логопед: Слава, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить сок, варенье, компот).
Логопед: Расскажите, как варить компот. Приготовили пальчики.
9. Пальчиковая гимнастика:
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”, а
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки “мешают”
Будем яблоки крошить, загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого
Отожмём лимонный сок, пальца
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. опять” варят” и “мешают”).
Логопед: Мы положили в компот какие фрукты? (Мы положили в компот яблоки, груши, сливы, лимон).
Логопед: Мы вспомнили, где растут овощи и фрукты.
Возьмите карандаш.
Прохожу, раздаю листы с заданием.
10.Д\и « Что где растёт?»
Логопед: Проведите линии от овощей к грядке, а от фруктов к дереву.
Дети выполняют задание.
Логопед: Перечислите и проверьте, что растёт на грядке? ( Лук, помидор и морковь растут на грядке).
Что растёт на дереве? (Лимон, яблоко и груша растут на дереве).
Логопед: Наше путешествие продолжается.
Обращаю внимание детей на картинно-графический план-схему.
Логопед: В этом доме живёт фрукт. Узнайте, какой?
11. Описательные загадки.
Яблоко.
Оно красное, круглое, сладкое и твёрдое. Растёт на дереве. Из него можно приготовить варенье, компот, пюре, сок.
Дети: Это яблоко.
Логопед: Правильно, это яблоко.
Юра загадает загадку.
Юра: Это фрукт. Он жёлтый, овальный, кислый, твёрдый. Растёт на дереве. Из него можно приготовить сок, можно добавить в чай.
Дети: Это лимон.
Логопед: Молодцы, ребята!
Мы встретили много овощей и фруктов за время нашего путешествия. Но где же Чипполино?
Включаю песню Чиполлино.
Из-за ширмы появляется Чиполлино.
Чиполлино: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
12. Д\и «Чудесный мешочек»
Чиполлино: Я знаю, что вы были в гостях у моих друзей . Перечислите их.
(Мы были в гостях у огурца. И т.п.)
Поиграйте и со мной!
У меня есть чудесный мешочек. Вам надо опустить руку в мешочек, взять предмет и определить на ощуп что это. Посмотрите, как я это сделаю: опускаю руку – это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно растёт на дереве.
Чиполлино подходит к детям с чудесным мешочком. Дети выполняют задание. Чиполлино хвалит ребёнка и берёт овощ или фрукт, кладёт на стол к ширме.
Чиполлино: Хорошо мы поиграли!
Я хочу вас угостить! (Проходит, угощает)
Логопед: Чиполлино. Пойдём к нам в гости!
Ребята вставайте.
Мы шагаем в детский сад.
Там игрушки
Ожидают всех ребят.
Список использованной литературы:
1.Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
2. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы [В гости к Осени. Звук и буква О]
- Весной в гостях у зверят
- Логопедическое занятие в старшей группе [Звук Ч]