Главная » Конспекты логопедических занятий» Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста [старшая групп]

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста [старшая групп]

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)

Тема «В гости к Чиполлино»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №26

учитель-логопед

Урюпина Е.А.

Программное содержание:

  1. Активизировать словарь по теме «Овощи. Фрукты».
  2. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными  в роде, в ед. ч., в Им.п.; образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом (чик, очк ).
  3. Формировать умение составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
  4. Развивать связную речь (описательные загадки).
  5. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, графо-моторных навыков, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, развивать тактильную чувствительность.
  6. Развивать познавательные процессы.
  7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: письмо от Чиполлино с картой маршрута, муляжи овощей: морковь, огурец; сюжетная кртина «Фруктовый сад», игрушка Чиполлино, «Волшебный мешочек» с натуральными овощами и фруктами (яблоко, груша, лимон, апельсин, морковь, огурец, лук,  картофель); картинно-графический план-схема, шапочки-маски: огурец, груша, помидор, яблоко.заготовки для Д\и «Зоркий глаз», «Что где растёт», заготовки для графического диктанта, карандаши, ширма, аудиозапись песни про Чиполлино.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся за столы.

Логопед: Ребята, нам пришло письмо. От кого оно?

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком,

Всем по сказке интересной

Мальчик –луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся ….

Дети: Чиполлино.

Логопед: Письмо от Чиполлино.

Открываю конверт.

« Ребята! Приглашаю вас в гости. В письме карта маршрута. Жду с нетерпеньем. Чиполлино»

Карту на магниты на доску.

1. Логопед: Отправляемся в путешествие. Поедем на машине.

Пальчиковая гимнастика.

Би-би-би – гудит машина                       Сжимают, разжимают Гудит машина.                                          кулачки.

Тук-тук-тук Стучат кулачком о кулачок.

Мотор стучи.

Едем, едем, едем, едем-                        Ритмично потопывают

Он так громко говорит. Ногами.

Шины трутся о дорогу,    Потирают ладони.

Шу-шу-шу – они шуршат.

Быстро крутятся колёса Делают «вертушку» руками.

Та-та-та – вперёд спешат.

Логопед: Вот мы и в сказочной стране.

Узнаем, кто живёт в первом домике.

2. Д\и» Доскажи словечко»

Логопед: Есть загадка про  девицу-

Ту, что спряталась в темницу.

Косу высунувши ловко,

А девица та….

Дети: Морковка.

Из-за ширмы появляется морковка.

Морковь: Здравствуйте, ребята! Я полезная, сладкая морковь. Овощи и фрукты мои друзья. Расскажите, какие они?

3. Д\и « Какой? Какая? Какое?»

Морковь: Лида, яблоко какое? (Яблоко круглое, красное, сочное,                           полезное).

Огурец (зелёный, овальный, хрустящий).

Тыква (большая, круглая, оранжевая, полезная, вкусная).

Помидор ( круглый, красный, сочный).

Груша (жёлтая, душистая, сладкая, сочная, вкусная).

Картофель (коричневый, овальный, круглый, шершавый, полезный, вкусный).

Апельсин (оранжевый, круглый, яркий, душистый, сладкий, вкусный, ароматный).

Лимон (жёлтый, овальный, кислый).

Морковь: Молодцы, ребята! А теперь назовём их ласково.

4. Д\и «Назови ласково»

Морковь: Кирилл, морковь большая, а маленькая ….(морковка).

Огурец (огурчик), яблоко (яблочко), помидор (помидорчик), лимон (лимончик), апельсин (апельсинчик), репа (репка), тыква (тыквочка, тыковка).

Логопед: До свидания, морковь, мы отправляемся дальше.

(убираю морковь за ширму).

5. Графический диктант.

Логопед: Возьмите лист бумаги и карандаш. Найдите на листе точку, поставьте на неё карандаш. От точки сосчитайте 2 клетки вверх и проведите линию, 2 клетки вправо и проведите линию, 2 клетки вверх и проведите линию.

Мы пришли в гости в огуречный домик. ( У кого встретились ошибки, мы исправим их после занятия).

Из-за ширмы появляется огурец.

Огурец: Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются.

Логопед: Огурчик, мы хотим научить тебя интересной игре.

Ильмира, Лёша, Кирилл, Саша, выходите ко мне. Надеваю детям шапочки – маски (Ильмира будет грушей и тп. )

6. Д\и « Да-нетка».

Логопед: Слава, груша между огурцом и помидором? (Да, груша между огурцом и помидором).

Ваня, яблоко около помидора? (Да, яблоко около помидора).

Ставлю «огурец» за «грушу».

Юра, огурец за яблоком? (Нет, огурец за грушей).

Логопед: Молодцы, ребята, проходите на свои места.

7. Д\и «Зоркий глаз» (раздаю детям листы с заданием).

Логопед: На листе изображены овощи. Внимательно посмотрите и назовите их.

Например, Я вижу огурец.

Огурец: Спасибо ребята, что научили меня таким интересным играм. До свидания!

Дети прощаются с огурчиком (убираю его за ширму).

Логопед: Ребята, пойдём в огород собирать овощи! Встаньте около столов.

8. Развитие общей моторики.

В огород пойдем,                                 Дети шагают на месте

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем               «Таскают»

И картошки накопаем.                            «Копают»

Срежем мы кочан капусты          «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный.         Делают руками перед собой круг

Щавеля нарвем немножко               «Рвут»

И пройдёмся по дорожке.                  Шагают на месте.

Дети садятся за столы.

Логопед: А вот и фруктовый сад.

На мольберте сюжетная картина «Фруктовый сад».

Логопед: какие фрукты вы знаете? (Я знаю яблоко. И т.п.)

Логопед:  Слава, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить сок, варенье, компот).

Логопед: Расскажите, как варить компот. Приготовили пальчики.

9. Пальчиковая гимнастика:

Будем мы варить компот,        (левую ладошку держат “ковшиком”, а

Фруктов нужно много. Вот:    указательным пальцем правой руки “мешают”

Будем яблоки крошить,           загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.         начиная с большого

Отожмём лимонный сок,         пальца

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.             опять” варят” и “мешают”).

Логопед: Мы положили в компот какие фрукты?  (Мы положили в компот яблоки, груши, сливы, лимон).

Логопед: Мы вспомнили, где растут овощи и фрукты.

Возьмите карандаш.

Прохожу, раздаю листы с заданием.

10.Д\и « Что где растёт?»

Логопед: Проведите линии от овощей к грядке, а от фруктов к дереву.

Дети выполняют задание.

Логопед:  Перечислите и проверьте, что растёт на грядке? ( Лук, помидор и морковь растут на грядке).

Что растёт на дереве? (Лимон, яблоко и груша растут на дереве).

Логопед: Наше путешествие продолжается.

Обращаю внимание детей на картинно-графический план-схему.

Логопед: В этом доме живёт фрукт. Узнайте, какой?

11. Описательные загадки.

Яблоко.

Оно красное, круглое, сладкое и твёрдое. Растёт на дереве. Из него можно приготовить варенье, компот, пюре, сок.

Дети: Это яблоко.

Логопед:  Правильно, это яблоко.

Юра загадает загадку.

Юра: Это фрукт. Он жёлтый, овальный, кислый, твёрдый. Растёт на дереве. Из него можно приготовить сок, можно добавить в чай.

Дети: Это лимон.

Логопед: Молодцы, ребята!

Мы встретили много овощей и фруктов за время нашего путешествия. Но где же Чипполино?

Включаю песню Чиполлино.

Из-за ширмы появляется Чиполлино.

Чиполлино: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

12. Д\и «Чудесный мешочек»

Чиполлино: Я знаю, что вы были в гостях у моих друзей . Перечислите их.

(Мы были в гостях у огурца. И т.п.)

Поиграйте и со мной!

У меня есть чудесный мешочек. Вам надо опустить руку в мешочек, взять предмет и определить на ощуп что это. Посмотрите, как я это сделаю: опускаю руку – это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно растёт на дереве.

Чиполлино подходит к детям с чудесным мешочком. Дети выполняют задание. Чиполлино хвалит ребёнка и берёт овощ или фрукт,  кладёт  на стол к ширме.

Чиполлино: Хорошо мы поиграли!

Я хочу вас угостить! (Проходит, угощает)

Логопед: Чиполлино. Пойдём к нам в гости!

Ребята вставайте.

Мы шагаем в детский сад.

Там игрушки

Ожидают всех ребят.

Список использованной литературы:


1.Н. В. Нищева  Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

2. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять