Л.С.Выготский и дефектология
Кузнецова Наталия Алексеевна
Логопед высшей категории,
Детская городская поликлиника №1, г. Владимир
Kuznetsova Natalia Alekseevna
higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir
L.S.VYGOTSKY AND DEFECTOLOGY
Abstract. The article tells us about great contribution of the famous psychologist and defectologist L.S. Vygotsky to Russian defectology as a science.
Keywords. Education of abnormal child, cultural historical theory, primary and secondary defect, zone of the nearest development, compensation theory.
Что означает термин «дефектология»?
Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) – это наука, изучающая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и развития. Предметом изучения этой науки являются дети с умственными и физическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.
Дефектология состоит из следующих наук:
1. Логопедия
2. Олигофренопедагогика
3. Тифлопедагогика
4. Сурдопедагогика. Дефектология также включает в себя и специальную психологию.
Дефектология как наука имеет главную задачу: подготовить аномальных детей к активной жизни в обществе и сформировать их социальные навыки (качества). Влияние наследственности и среды может быть скоррегировано воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать полезную для общества личность.
Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, системности и в квалифицированном руководстве. Слабость обучения заключается в том, что оно основано на сознании личности и требует участия личности в этом процессе. Человек становится личностью в процессе общения с другими людьми и с обществом, в котором он живет. Вне человеческого общества духовное, социальное и интеллектуальное развитие личности невозможно. Все вопросы теории и практики обучения и воспитания аномальных детей решает наука дефектология.
Изучение дефектологии неразрывно связано с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского (05.11.1896 – 11.06.1934гг.), который внес неоценимый вклад в развитие дефектологии. Л.С.Выготского по праву считают «отцом» современной дефектологической науки.
Настоящая фамилия учёного – Выгодский. В начале 20-х годов ХХ века Л.С. Выготский изменил букву в своей фамилии, чтобы отличаться от своего двоюродного брата Давида Исааковича Выгодского, уже известного тогда поэта и литературоведа.
В 1917 году Л.С. Выготский окончил одновременно юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет Народного университета им. А.П. Шанявского. Он работал преподавателем литературы в Гомеле и в это же время серьезно занимался психологией. В 1924 году в Петербурге после блестящего доклада на II-ом Всероссийском съезде по психоневрологии он стал известен и был приглашен в Москву.
С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Л.С. Выготский организует лабораторию по психологии аномального детства в Москве, восприемником которой в 1929г. стал Экспериментально-дефектологический институт. Одна из проблем, которой он тогда занимался, была проблема закономерностей развития нормальных и аномальных детей. Л.С. Выготский ставил много экспериментов и пришёл к выводу, что социальные условия играют важнейшую роль в формировании ребенка. Учение Л.С. Выготского создало основу для развития отечественной дефектологии. Нет ни одного направления в современной дефектологии, которое не базировалось бы на фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях Л.С.Выготского.
В фундаментальной монографии Л.С.Выготского «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С.Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Он отмечал, что структура сознания – это динамическая, семантическая система, которая объединяет аффективные, волевые и интеллектуальные процессы.
Л.С.Выготский был активным исследователем, талантливым экспериментатором и в то же время выдающимся теоретиком. Он доказывал свои теории аномального психического развития с помощью экспериментов. Он не только анализировал результаты своих исследований, но смотрел на поведение ребенка через свое знание о детях, их развитии, обогащая это знание и поднимая теорию на новый уровень. В одном из своих психологических этюдов Л.С.Выготский написал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства.» Он умело совмещал полет теоретической мысли с повседневным общением с детскими душами.
Л.С.Выготский выдвинул теорию о первичной и вторичной природе дефекта. Он считал необходимым строго различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке развития аномального ребенка. Это говорит о том, что одни дефекты связаны с материалистической стороной умственной отсталости, другие дефекты являются наслоениями над этими первичными. Эти вторичные наслоения – продукт того особого положения, которое ребенок занимает в социальном обществе вследствие своего патологического развития. Он говорил, что корни первичных дефектов связаны с органическим нарушением ЦНС, и эти нарушения очень трудно ослабить. Легче поддаются коррекции вторичные дефекты, поэтому педагогические усилия должны быть направлены на предупреждение появления вторичных дефектов и устранение ранее возникших. Он выделил два вида дефектов, которые стали основой для построения коррекционно-воспитательной работы с аномальным детьми.
Л.С.Выготский раскритиковал учение о слабоумии, которое характеризует ребенка с негативной стороны. Он выдвинул задачу найти все лучшее, что есть в аномальном ребенке. Необходимо опираться на сохранные стороны аномального ребенка в коррекционной работе. Л.С.Выготский обращал внимание на своеобразие развития аномальной личности. Он говорил, что аномальная личность формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов. Смысл педагогического воздействия Л.С.Выготский видел в содействии развитию личности. Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности. Необходимо определить их уровень и создать благоприятные условия. Тогда аномальные дети могут развиваться в новом качественном скачке. Эти перспективные возможности ребенка Л.С.Выготский назвал зоной ближайшего развития. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой,» – писал он.
Суть теории компенсации Л.С.Выготского в следующем: “Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии: всякий дефект создает стимул для выработки компенсации.”
В сталинскую эпоху учение Л.С.Выготского не признавалось. Сейчас имя Л.С.Выготского получило мировую славу. Работы Л.С.Выготского такие, как “Педагогическая психология”, “Учение об эмоциях”, “Психология искусства”, “Орудие и знак”, “Язык и мышление”, “Мышление и речь” хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Джанни Родари, итальянский писатель, человек, далекий от науки, но по существу великий знаток детской психологии, был восхищен книгой Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте». “…Сплошь из серебра и чистого золота”, – сказал Д.Родари.
Л.С.Выготский был человеком огромной эрудиции в различных областях знания (от литературы до медицины), интеллектуалом, мыслителем. В классической работе Л.С.Выготского “Мышление и речь” мы можем найти его известную формулу: “Мысль не выражается в слове, но совершается в слове.” Эпиграфом к работе служат строки из О. Мандельштама: «Я слово позабыл, что я хотел сказать. И мысль бесплотная в чертог теней вернётся.» Мысль без слова становится бесплотной. Слово – плоть мысли. Это означает, что ни мысли, ни слова в их отдельности нет, а есть процесс их становлений и взаимных превращений.
Такие известные дефектологи, как Э.С.Бейн, Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, которым посчастливилось работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие теории и практики: “Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики аномальных детей. Л.С.Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу отечественной и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук”.
Список литературы:
- Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. – М., 1996.
- Из истории дефектологии. Переписка Л.С.Выготского с А.М.Щербиной //Дефектология. – 1992, №1.
- Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.,1998.
- Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе.// Логопедия. – 2005, №1.
- Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя. //Культурно-историческая психология. – 2007, №3.
- Назарова Н.М. Коррекция дефектологии: пятнадцать лет спустя.//Коррекционная педагогика. – 2007, №5.
- Эткинд А.М. Еще о Л.С.Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты.// Вопросы психологии. – 1993, №4.
- Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. – СПб., 1993.
- Ярошевский М.Г. Л. С. Выготский — жертва «оптического обмана». // Вопросы психологии. – 1993, №4.
- Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: поиск принципов построения общей психологии (к 90-летию со дня рождения). // Вопросы психологии. – 1986, №6.
- Ярошевский М. Г.Когда Л. С. Выготский и его школа появились в психологии?//Вопросы психологии. – 1996, №5.
List of references:
- Vygodskaya G.L., Lifanova T.M. Lev Semenovich Vygotsky. Life. Work. Portrait Marks. – Мoscow, 1996.
- From history of defectology. Correspondence of Vygotsky with Scherbina A.M.//Defectologia.- 1992, №1.
- Correctional pedagogics. In redaction of Puzanov B.P. – Moscow, 1998.
- Lalaeva R.I. Interconnection of intellect development and language ability with normal and abnormal ontogeny.// Speech-therapy. – 2005, №1.
- Mescheryakov B.G. L.S.Vygotsky and his name.//Cultural-historical psychology. – 2007, №3.
- Nazarova N.M. Correction of defectology: fifteen years later.//Correctional pedagogics. – 2007, №5.
- Etkind A.M. Again about L.S.Vygotsky: Forgotten texts and unsuspected contexts.//Voprosi psychologii. – 1993, №4.
- Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky: searching the new psychology. – St.-Petersburg, 1993.
- Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky – a victim of “optical illusion”.//Voprosi psychologii. – 1993, №4.
10. Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky: searching the principles of building general psychology (to 90-th anniversary from the date of birth).// Voprosi psychologii.-1986, №6.
11. Yaroshevsky M.G. When did L.S.Vygotsky and his school appear in psychology?// Voprosi psychologii. – 1996, №5.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:
- План работы учителя-логопеда с родителями на 2011-2012 учебный год [средняя группа]
- Развитие зрительного восприятия
- Игры-рифмушки