Развитие речи детей. Развитие мелкой моторики
Дорогие мамы!
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.
Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.
Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
В начале – самые простые стихи. Их можно читать детям второго года жизни, не отстающим в речевом развитии, или детям постарше, у которых есть заметные трудности в овладении речью и развитии тонкой моторики. Чем дальше, тем сложнее движения рук и пальцев и текст стихов. Прочитайте стихи несколько раз, сопровождая их соответствующими движениями. Сначала малыш захочет повторить ваши действия. Помогите ему в этом. Не заставляйте ребенка с первого раза выполнять движения и произносить текст. Рано или поздно ребенок сам попытается произнести последнее слово в каждой строчке. Обрадуйте, поддержите его восторженным одобрением. Повторяя после этого чтение стихов, остановитесь на мгновение, чтобы малыш сам назвал последнее слово. В следующий раз он произнесет два последних слова, а потом всю строчку.
Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, ребенок должен сначала увидеть их в реальной жизни (или хотя бы по телевизору). Ребенку нужно получить четкое представление о свойствах предмета или явления, обозначаемого тем или иным словом. Только в этом случае можно говорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это – одно из необходимых условий овладения произношением слова и развития речи.
Надеюсь, данный пост заставит вас задуматься о развитии речи вашего малыша.
А, вы что делаете для того, чтобы речь вашего малыша развивалась?
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Маме на карандаш:
- Практические советы для родителей с гиперактивными детьми
- Дети-лингвисты
- Домашнее задание родителям тема [Игрушки]
Все мамочки сейчас обеспокоены этим вопросом 🙂
Я вот книжку развивающую для дочки решила сшить. И еще игрушки вязанные постоянно даю.
Но также важно не зацикливаться на этом. Дети должны разносторонне развиваться 🙂
@Наталья: Если развивать речь детей, общаться с ними, играть, то тогда дети и будут всесторонне развитыми. Если речь не развивать, то как же тогда будут успешно развиваться другие виды деятельности? =)
Я говорила про мелкую моторику 🙂
Знаю мамочек, которые только об этом и думают. Если день пропустили, массажик не сделали 10 раз, в специальные игрушки не поиграли – то день пропал зря!
А я за то, что с детишками и гулять надо и в разные игры играть, и фильмы обучающие смотреть 🙂
Так и мелкая и общая моторика будет развиваться.
Вот с этим я полностью согласна! *THUMBS UP* А мамочки, такие всегда были, примеров очень много!
Я как с больницы приехала с сыном, так первое время все время с ним разговаривала. Под вечер сил не было даже с мужем поговорить, поняла, что занадто – то не здраво. Но конечно очень правильно развивать речь у ребенка с пеленок. Мой племянник начал разговаривать только после 3 лет, хотя мальчик способный, просто никто с ним не занимался.
С ребенком нужно общаться постоянно. а не время от времени. Ведь это не сложно, находясь с ребенком комментировать свои действия или действия того, кто рядом. Если в три года ребенок не говорит это уже в любом случае задержка речевого развития (не путайте с задержкой психического развития!) и заниматься с ребенком нужно, следить за его успехами. радоваться маленьким победам!
Так я с вами на 100% согласна =) !
А с племянником – хороший мльчишка, родителям бы только по шапке надавала б, но своих же мозгов не вставишь.
Я с сыном все время разговариваю, но теперь не только я говорю, но я и внимательно выслушиваю его лепет. Так приятно =)
Да, родители бывают разные и очень своеобразные. Знаю это не по наслышке, работая с детьми и их родителями. =)
Замечательная статья!Всем мамам нужно это прочитать!5+! 😉
Я сама того не осознавая,с первых дней жизни малыша озвучивала все свои действия!И сейчас ребенку год и 4мес,он уже знает все предметы,которые его окружают,может принести по просьбе любую игрушку и все части тела он тоже спокойно показывает!У нас сниженный тонус и координацию движений нам надо прорабатывать.Для этого используем упражнения мишка-косолапый и еде-еду на коленях.Сейчас очень любим смотреть простые картонные книжки и читать!Пока не сказки,а ритмичные стихи и потешки.Моторика-до года собирали мелкие крупы,сейчас используем игрушки из киндеров,складываем их в коробочки.Надеваем кукле маленькие башмачки,собираем крошки с пола и несем их в ведро 😉 Не специально мы весь день моторикой занимаемся,просто в играх всегда и этому место находится!Знаем 25слов и слогов!А говорят у гипотоников с речью бывают проблемы… 🙁 Мы этого не допустим! =)
Анастасия, если бы все мамы были бы такие же активные и умные как вы, у нас в стране не было бы детей с проблемами в речевом развитии! Это вам спасибо от меня воспитателя и логопеда! Проблемы с речью могут быть не только у гипотоников, но и у тех. у кого гипертонус мышц. Далеко за примером ходить не надо, это мой сын. Всю речь исправили к 5 годам!
Екатерина,спасибо =) Я окрыла для себя ваш сайт и теперь мы с вами =) Будем писать о наших успехах и читать замечательные,а главное нужные статьи! *IN LOVE*
Спасибо за добрые слова. *IN LOVE* Вы активная участница моего сайта и если у вас есть интересные истории, которые касаются развития детей, то я с радостью размещу их на своем сайте под вашим именем. *THUMBS UP* Присылайте их на мой адрес: admin@logolife.ru
Как сказал И.Кант: «Пальцы человека – это выдвинувшийся вперед мозг».