Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей
Биличенко И.А.,
логопед МУ СРЦН «Берег надежды»,
г. Новокузнецк
С каждым годом увеличивается поток детей с речевыми нарушениями, которые зачастую являются причиной школьных неудач у учащихся. На страницах специальной печати, в т.ч. и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» неоднократно с тревогой сообщалось о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе на грани ХХ и ХХI веков, – децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Таких детей становится всё больше, нарушения всё чаще носят системный характер, вызывая изменения поведения, деформируя личность.
Я работаю логопедом в СРЦН «Берег надежды», который предназначен для обслуживания несовершеннолетних от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, безнадзорные, беспризорные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетние из малообеспеченных семей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с Законодательством Российской Федерации.
В уютном, приспособленном для поставленных целей «доме» каждого ребенка принимают с заботой и любовью, оказывают профессиональную психологическую, медицинскую и педагогическую помощь, проводятся беседы, консультации, направленные на разрешение трудной жизненной ситуации, нормализации социальной обстановки в семье.
Дети, с которыми я работаю, имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. С каждым годом дети все «тяжелее», их проблемы все труднее: на начальных этапах обучения они с трудом овладевают письмом и чтением, а в дальнейшем плохо усваивают грамматику родного языка и программу гуманитарных предметов. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок. Однако большой опыт работы с детьми, имеющих «трудности в обучении» и желание помочь ребенку позволяют мне найти подход к каждому воспитаннику.
Я работаю по программе «Учись учиться», которая направлена на преодоление общего недоразвития речи (устной) у детей дошкольного возраста, а также на восстановление и укрепление навыков учебной деятельности у учащихся 1-х – 4-х классов с трудностями в обучении (в усвоении программного материала по письму, русскому языку и чтению).
Целью логопедического воздействия в условиях СРЦН является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.
В процессе логопедического воздействия решаю следующие задачи:
- Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.
- Диагностика уровня сформированности разных сторон речи.
- Углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
- Изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития.
- Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.
- Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
- Адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик.
- Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
- Логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.
Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:
«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».
На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению.
I. ДИАГНОСТИКА
Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях СРЦ и предусматривает использование:
- Методики обследования внимания, памяти, мышления.
- Методики логопедического обследования.
- Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.
- Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.
Проблема современной и объективной диагностики ВПФ и речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов того или иного нарушения, а с позиции практики её решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
- Первичную диагностику (ПД) психических функций и состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2-3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на ПД, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, соматического здоровья.
ПД представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. При обследовании все ответы детей фиксируются, т.е. заносятся в речевую карту, которая является документом, отражающим состояние речи ребенка. Её использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект. По результатам ПД выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации – ИПР (индивидуальный образовательный маршрут по коррекции (профилактике) устной и письменной речи и развитию ВПФ. Результаты ПД (и последующих) зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии, которые проводятся каждые 3 месяца.
- Следующая диагностика проводится через 3 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов в ИПР.
На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней» картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, например: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, правило о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т.д. ).
Необходимым условием организации ПД и последующего обследования является заполнение «Карты динамического наблюдения воспитанника», в которую заносятся все результаты диагностики для предстоящих ПМПК.
Предложенная система комплексного, всестороннего динамического обследования позволяет получить наиболее полное и адекватное представление о состоянии речи ребенка, правильно оценить структуру дефекта, выявить потенциальные возможности и предложить систему реабилитационных – коррекционно-развивающих мероприятий, позволяющих адаптировать ребенка к полноценной жизни в обществе.
II. КОРРЕКЦИЯ
Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на миниподгруппы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой – группы в целом. Логопедическая коррекция в условиях СРЦ осуществляется через: а) индивидуальные, и б) подгрупповые занятия.
При коррекции речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную функциональную многоуровневую систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и развитии речевого процесса. Индивидуальная коррекция проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе.
Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:
- Подготовительный этап, цель которого:
- создание установки на коррекционную работу,
- повышение чувства уверенности,
- повышение учебной мотивации,
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
- формирование фонематических процессов,
- формирование самоконтроля;
- Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:
- постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;
- работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,
- формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,
- развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
- привитие навыков коммуникативного общения,
- взаимодействия друг с другом.
- параллельно с коррекцией речи происходит и коррекция личности.
Организация логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, осуществляется по следующим направлениям:
- Взаимосвязь работы по коррекции с развитием познавательных процессов;
- Взаимосвязь логопедической работы с программой по русскому языку и чтению. Работа по коррекции речи проводится в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя, музыкального руководителя;
- Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на
любом этапе проводится над речевой системой в целом: фонетико-фонематической, лексической и грамматической;
- Использование наглядности, компьютерных технологий с целью
активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям;
- Включение в каждое занятие игровых упражнения с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей;
- Максимальное использование при коррекции дефектов речи у детей различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Например, организуя коррекционную логопедическую деятельность по формированию звукопроизношения, развитию фонематических представлений – фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, расширению и обогащению активного словаря, формированию связной речи, логопед подбирает упражнения на развитие познавательных процессов – ассоциативного и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, сукцессивных способностей. Например, при коррекции чтения применяются упражнения для расширения поля зрения – числовые и буквенные пирамиды, различные таблицы с буквами, «Путаница»; игры на распределение внимания – «Найди спрятанное слово», «Волшебный коврик», складывание разрезных картинок, пазлов, работа с кубиками Кооса. При развитии сукцессивных процессов – игры на рядоговрение, выполнение многошаговых инструкций типа «Найди ключ», «Игрушки на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности). На развитие пространственных координаций – проводятся игры-тесты типа «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хэда; на развитие фонематических процессов – отстукивание ритмов «Телеграфист», «Составь слово (по первым звукам, слогам)». Для развития мелкой моторики рук используются игры с пальчиками, графические диктанты, штриховки.
Логопед подбирает игры для развития мышления, требующие вербализации – на выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать, классифицировать (по изучаемым и изученным лексическим темам), установление логических связей, составление предложений, рассказов по серии сюжетных картинок, опорным словам и т.д.
III. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультативная работа включает в себя:
- работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;
- работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.
Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.
За период работы с 2007г. по 2011г.(1кв.) была оказана социально-педагогическая реабилитация (логопедическая помощь) – 182 воспитанникам: из них со значительным улучшением -53 воспитанника, с улучшением – 96.
Коррекционные занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении занятий. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включения всех анализаторных систем. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующим:
а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
б) в ходе занятий предусматриваются мимческие, голосовые, дыхательные, физические упражнения;
в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
д) даются задания на словотворчество детей;
е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями Г.А.Каше. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте для воспитанников СЦР дошкольного возраста, а для учащихся, имеющих трудности в усвоении программного материала по русскому языку, чтению проводятся занятия по коррекции различных форм диграфии и повышения техники чтения.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют:
- развитию всех компонентов речи;
- формированию навыка звукослогового анализа и синтеза;
- развитию познавательных процессов;
- развитию творческих способностей детей;
- воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.
Главное, о чем необходимо помнить, – занятие от начала до конца должно быть добрым!
Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Список используемой и рекомендуемой литературы
- Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007
- Логопедия в школе: Практический опыт. Под ред. В.С.Кукушина– М.: ИКЦ, Ростов н/Д, 2004
__________________________________________________________________
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:
- Опыт по диагностике детей с общим недоразвитием речи [1 языковой уровень]
- Грамматика в рассказах и сказках [по лексическим темам]
- Консультация для логопедов