Главная » Логопеду в помощь» Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей

Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей

Биличенко И.А.,

 

логопед МУ СРЦН «Берег надежды»,

 

г. Новокузнецк

С каждым годом увеличивается поток детей с речевыми нарушениями, которые  зачастую  являются причиной школьных неудач у учащихся. На страницах специальной печати, в т.ч. и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук»  неоднократно с тревогой сообщалось о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе на грани ХХ и ХХI веков, –  децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального  развития детей.   Таких детей становится всё больше, нарушения всё чаще носят  системный характер, вызывая изменения поведения, деформируя личность.

Я работаю логопедом в СРЦН «Берег надежды», который предназначен для обслуживания несовершеннолетних от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, безнадзорные, беспризорные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетние из малообеспеченных семей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.  Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации  и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

В уютном, приспособленном для поставленных целей «доме» каждого ребенка принимают с заботой и любовью, оказывают профессиональную психологическую, медицинскую и педагогическую помощь,   проводятся беседы, консультации, направленные на разрешение трудной жизненной ситуации, нормализации социальной обстановки в семье.

Дети, с которыми я работаю, имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. С каждым годом дети все «тяжелее», их проблемы все труднее: на начальных этапах обучения они с трудом  овладевают письмом и чтением, а в дальнейшем плохо усваивают  грамматику родного языка и программу гуманитарных предметов. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок. Однако большой опыт работы с детьми, имеющих «трудности в обучении» и желание помочь ребенку   позволяют мне  найти подход к каждому воспитаннику.

Я работаю по программе  «Учись учиться», которая направлена на преодоление общего недоразвития речи (устной) у детей дошкольного возраста, а также на  восстановление и укрепление навыков учебной деятельности у учащихся 1-х – 4-х классов с трудностями в обучении (в усвоении программного материала по письму, русскому языку и чтению).

Целью логопедического воздействия  в условиях СРЦН является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В процессе логопедического воздействия решаю следующие задачи:

  • Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.
  • Диагностика уровня сформированности разных сторон речи.
  • Углубленное изучение  механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
  • Изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах  развития.
  • Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.
  • Констатация общего уровня  речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
  • Адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик.
  • Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
  • Логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:

«Диагностика», «Коррекция»,  «Консультирование».

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также  дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных  программ по русскому языку, чтению.

I. ДИАГНОСТИКА

Раздел «Диагностика»  представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях СРЦ и предусматривает использование:

  • Методики обследования внимания, памяти, мышления.
  • Методики логопедического обследования.
  • Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.
  • Речевой карты,  позволяющей провести анализ результатов.

Проблема современной и объективной диагностики ВПФ и речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов того или иного нарушения, а с позиции практики её решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

  • Первичную диагностику (ПД) психических функций и состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2-3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на ПД, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, соматического здоровья.

ПД представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность  у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. При обследовании все ответы детей фиксируются, т.е. заносятся в речевую карту, которая является документом, отражающим  состояние речи ребенка. Её использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект.  По результатам ПД выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации – ИПР (индивидуальный образовательный маршрут по коррекции (профилактике) устной и письменной речи и развитию ВПФ. Результаты ПД (и последующих) зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии, которые проводятся каждые 3 месяца.

  • Следующая диагностика проводится через 3 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов в  ИПР.

На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней»  картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, например: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,  правило о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т.д. ).

Необходимым условием организации ПД и последующего обследования является заполнение «Карты  динамического наблюдения воспитанника», в которую  заносятся все результаты диагностики для предстоящих ПМПК.

Предложенная система комплексного, всестороннего динамического обследования позволяет получить наиболее полное и адекватное представление о состоянии речи ребенка, правильно оценить структуру дефекта, выявить потенциальные возможности и предложить систему реабилитационных – коррекционно-развивающих мероприятий, позволяющих адаптировать ребенка к полноценной жизни в обществе.

II. КОРРЕКЦИЯ

Процесс коррекционно-развивающего обучения   строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и  обучение детей с различными  речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на миниподгруппы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой – группы в целом. Логопедическая коррекция в условиях СРЦ осуществляется через: а) индивидуальные, и  б) подгрупповые занятия.

При коррекции речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную функциональную многоуровневую систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг  друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и развитии речевого процесса. Индивидуальная коррекция проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе.

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

  • Подготовительный этап, цель которого:
    • создание установки на коррекционную работу,
    • повышение чувства уверенности,
    • повышение учебной мотивации,
    • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
    • формирование фонематических процессов,
    • формирование самоконтроля;
    • Собственно коррекционно-развивающий  этап направлен на коррекцию  речевых нарушений:
      • постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;
      • работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,
      • формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,
      • развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
      • привитие навыков коммуникативного общения,
      • взаимодействия друг с другом.
      • параллельно с коррекцией речи происходит и коррекция личности.

Организация логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, осуществляется по следующим направлениям:

  • Взаимосвязь работы по коррекции с развитием познавательных процессов;
  • Взаимосвязь логопедической работы  с программой по русскому языку и чтению. Работа по коррекции речи проводится в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя, музыкального руководителя;
  • Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на

любом этапе проводится над речевой системой в целом: фонетико-фонематической, лексической и грамматической;

  • Использование наглядности, компьютерных технологий  с целью

активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям;

  • Включение в  каждое занятие  игровых упражнения с целью повышения  эмоциональной и умственной активности детей;
  • Максимальное использование  при коррекции дефектов речи у детей различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).

Например, организуя коррекционную логопедическую деятельность по формированию звукопроизношения, развитию фонематических представлений – фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, расширению и обогащению активного словаря, формированию связной речи, логопед подбирает упражнения на развитие познавательных процессов – ассоциативного и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, сукцессивных способностей. Например, при коррекции чтения применяются упражнения для расширения поля зрения – числовые и буквенные пирамиды, различные таблицы с буквами, «Путаница»; игры на распределение внимания – «Найди спрятанное слово», «Волшебный  коврик», складывание разрезных картинок, пазлов, работа с кубиками Кооса. При развитии сукцессивных процессов – игры на рядоговрение, выполнение многошаговых инструкций типа «Найди ключ», «Игрушки на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности). На развитие пространственных координаций – проводятся  игры-тесты типа «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хэда; на развитие фонематических процессов – отстукивание ритмов «Телеграфист», «Составь слово (по первым звукам, слогам)». Для развития мелкой моторики рук используются игры с пальчиками, графические диктанты, штриховки.

Логопед подбирает игры для развития  мышления, требующие вербализации – на выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать, классифицировать (по изучаемым и изученным лексическим темам), установление логических связей, составление предложений, рассказов по серии сюжетных картинок, опорным словам и т.д.

III.  КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Консультативная работа включает в себя:

  • работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;
  • работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей  на логопедических занятиях.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.

За период работы с 2007г. по 2011г.(1кв.) была оказана социально-педагогическая реабилитация (логопедическая помощь) – 182 воспитанникам: из них со значительным улучшением -53 воспитанника, с улучшением – 96.

Коррекционные занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного  эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении занятий. Положительным моментом является  и то, что задания направлены на включения всех анализаторных систем. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующим:

а) в оргмомент занятий включаются релаксационные  и психофизические упражнения, психогимнастика;

б) в ходе занятий предусматриваются мимческие, голосовые, дыхательные, физические упражнения;

в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

г)   физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;

д)   даются задания на словотворчество  детей;

е)   предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями Г.А.Каше.  Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте для воспитанников СЦР дошкольного возраста, а для учащихся, имеющих трудности в усвоении программного материала по русскому языку, чтению проводятся занятия по коррекции различных форм диграфии и повышения техники чтения.

Занятия, проводимые  и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют:

  • развитию всех компонентов речи;
  • формированию навыка  звукослогового анализа и синтеза;
  • развитию познавательных процессов;
  • развитию творческих способностей детей;
  • воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.

Главное, о чем необходимо помнить, – занятие от начала до конца должно быть добрым!

Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего  школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007
  2. Логопедия в школе: Практический опыт. Под ред. В.С.Кукушина– М.: ИКЦ, Ростов н/Д, 2004

__________________________________________________________________

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, а также заполняя и отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять