Развитие зрительного восприятия
Предоставила Быкова Елена Владимировна
Развитие зрительного восприятия, лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из направлений коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у детей с трудностями в обучении. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие у младших школьников данного психического процесса и ведёт за собой отставание в формировании пространственного ориентирования и задерживает переход на следующий возрастной этап.
К школе дети осваивают такой уровень восприятия, который позволяет им действовать с предметами и в процессе этих действий воспринимать окружающий мир. Они испытывают сложности и в зрительном анализе , в процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений предметов. Задача логопеда помочь таким детям в совершенствовании зрительного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для процессов пространственного восприятия.
На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом следуя принципу постепенного усложнения материала, логопед идёт от простого к сложному.
Наиболее рациональная следующая этапность работы:
– изображение реальных предметов или сами предметы,
-схематические изображения, графические знаки и символы,
-работа с наложенным изображением и зашумлением,
-закрепление восприятия формы предметов и их изображения,
-отрабатывать умение группировать предметы по форме, выделение части из целого, составление целого из части.
Содержание работы по развитию зрительного восприятия:
1-ый этап:
1. «Что, где было? И что изменилось?»
Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.
2. «Отгадай фигуру»
Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:
-какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)
-Из чего он сделан?
3. «Воспроизведение геометрических фигур »
Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находиться, по памяти нарисовать.
4. «Кто (что) где?»
Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.
5. «Найди предмет, которого нет»
Задание: рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.
6. «Сравни» \по длине, ширине, высоте»:
Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.
7. «Собери картинку»
Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.
8. «Узнай изображение»
Задание: рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2-х до 5-ти).
2-ой этап:
1. «Выложи из палочек»
Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек.
1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку,
2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек,
3-ий уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек.
2. «Найди отличия»
Задание: традиционно.
3. «Покажи дорожку»
Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
4. «Срисовывание по клеточкам»
Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.
5. Упражнения с раскрасками
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:
- Игры-рифмушки
- Фонетические разминки
- Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей