Главная » Логопеду в помощь» Основные принципы коррекции слоговой структуры слова

Основные принципы коррекции слоговой структуры слова

Рекомендации для логопедов (младший дошкольный возраст)

ГОУ д/с № 931 г. Москва

Учитель-логопед Быкова Е.В.

Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетика-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.

На этапе формирования слоговой структуры весь речевой. Материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки, тонкого воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отклепывании его слогового контура.

Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава. В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а так же акцентирование внимания на их преодолении, ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи, поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структуры слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребёнка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская, афазия, ринолалия). В частности, известно, что развитие фонематической системы речи у детей с алалией. Зависит от состояния их словарного. Запаса. Развитие словаря оказывает положительное влияние на состояние фонематической системы алалика, постоянно тренируя её и предъявляя всё более высокие требования к ней. Эти требования обусловливаются усложняющейся слоговой структурой слов, а. также характером звукового состава этих слов.

Формирование фонетической системы речи у детей — логопатов может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранном слоговой структуре слов, у других, наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова. При этом, уровни недоразвития лексико – грамматического и фонетического компонентов речи этих групп детей, как правило, различны,

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

I. Подготовительный (цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

2.Собственно коррекционный (цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Работа на невербальном материале

материале неречевых звуков.

2.работа над ритмом:

•    Хлопнуть в ладоши столько – раз, сколько точек на кубике.

• Сосчитать сколько раз хлопнули в ладоши, и поддать карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный)

• Сравнение ритмов;!-!!,!!-!1-1,

• Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным, символами,

• Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку,

• Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!, !!!!

• Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами,

• Воспроизведение долгих звуков ( дудка, губная гармошка — символ “-“) и коротких (барабан, бубен — символ «+»),ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

3\формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба,

4\упражнения на развитие динамического праксиса. рук: выполнение движений по образцу, словесно! инструкции или под счёт: кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь.

5\упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.),

6\графические упражнения на переключение (продолжи строчку): О+О+О.., -/-/-/…

Работа на вербальном материале

1\игры и упражнения, направленные на формирование таких “пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последним.

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко — слоговым рядом можно рекомендовать задания дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русском народной сказки «Репка». В ходе беседа с ребенком в его пассиве и активе уточняются понятия первый ~ последний, начало ~ середина — конец, между — за — перед—после.

Для детей с низким уровнем речевого развития предложение виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать, рель взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с музыкальными инструментами, дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо – громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую разговорную и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, чётко выполнять инструкции, предъявленные шёпотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности» игры, сопровождающиеся речью, простые упражнения на формирование динамического праксиса рук. Кроме того детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками. Все перечисленные упражнения постепенно подготавливают ребёнка к усвоению ритмической структуры родного языка

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги, слога с разными звуками, закрытые и обратные смоги,

В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития последовательно формируется активное отношение ребёнка к языковой деятельности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная игра с определённой учебно-речевой задачей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять