Внимание родителей к речи ребенка
Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но то, как он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки) родители часто не задумываются.
Родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются. Если ребенок в возрасте 4-5 лет говорит неправильно, или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.
Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка – не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. В то же время, если не обращать на развитие речи должного внимания, то последствия могут быть самые неприятные.
Рассмотрим пример из жизни:
Мальчику 6,5 лет. Заговорил он в 4 года. Нарушения звукопроизносительной стороны речи: к, г, ж, ш, щ, ч, р, л, слоговой структуры слова, мало развита связная речь, множественные аграмматизмы и ошибки при словообразовании. Но как ни странно маму эти факты несильно беспокоят, так как она объясняет это тем, что ребенок поздно заговорил, а сейчас посещает логопедический сад, где все проблемы с речью у мальчика пройдут. В ходе беседы с мамой выяснилось, что мальчик с трудом ест твердую пищу: вареное мясо, печенье, фрукты, так как до 5 лет ему перемалывали еду в блендере. У ребенка абсолютно не развиты мышцы губ, щек. Где же будет работа мышц артикуляционного аппарата, если эти мышцы совершенно не развиты? И где была мама, почему не привела ребенка к логопеду в более раннем возрасте, а не в 6 лет?
Ни один логопед (если только он не волшебник) не сможет за полгода, оставшиеся до школы, исправить ему речь. В школе же мальчика ждут новые проблемы с письмом, чтением, иностранным языком. Другие дети могут над ним смеяться недоумевая, почему он говорит не как они.
Данный пример говорит о том, что помощь ребенку с проблемами в речевом развитии нужно оказывать своевременно и самим родителям – почаще обращать внимание на то, как говорит их ребенок.
Хочется призвать родителей – обращайте внимание на своих детей, разговаривайте с ними, интересуйтесь их миром.
В последующих постах расскажу о том, как в норме должна развиваться речь у детей.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Маме на карандаш:
- Развитие речи детей. Развитие мелкой моторики
- Практические советы для родителей с гиперактивными детьми
- Дети-лингвисты
Екатерина, здравствуйте! Прекрасно, что вы ведете такой блог. Я с большим трепетом отношусь к речи, ее грамотности и, конечно, к произношению. И вот какая неприятность, у моей дочери, 12 лет, грассирующий звук Р. Поставить его в нормальный она хочеть сама, но мы не знаем как это сделать и какие приемы использовать.
Если бы Вы, Екатерина, смогли бы написать об этом пост и еще развить эту тему в направлении постановки Р у подростков и взрослых, которые еще не обрели такого желания, но находятся на пути к нему, я бы, и многие, многие, были бы вам очень признательны.
Спасибо. Заранее благодарен. Евгений. Пермь.
Я, думаю, вы имеете ввиду горловое произношение звука р. Это очень сложно сделать в таком возрасте. т.к. она уже закрепила и автоматизировала это неправильное произношение. Но раз есть желание, то можно попробовать. Перед тем как дать практические советы. я хочу задать вам ряд вопросов:
– занимались ли вы когда-нибудь с логопедом? в каком возрасте и сколько по продолжительности?
– в семье, в окружении ребенка все ли говорят звук р чисто?
Спасибо за внимание к моему блогу, пишите, буду рада помочь.
@Ekaterina: спасибо за ответ.
Да, мы занимались с логопедом в пятилетнем возрасте. Занятия шли месяца три или четыре. Никаких подвижек не было. Упражнения были, вроде бы, правильные, направленные на укрепление мышц языка и утверждения его в верхней позиции (как должно быть при правильном произношении Р)
В семье все (!!!!) говорят правильно. Никто в обычной жизни не говорит ни на французском, ни на иврите, ни на арабском языках. Откуда это появилось, ума не приложу. Хотя, знаю. У Маши в раннем детстве была очень короткая и тостая нижняя уздечка. Ей делали операцию, подрезали под общим наркозом. Скорее всего, это сыграло пагубную роль.
Катя, предлагаю вам практиковать онлайн консультации по скайп – очень удобно, по себе знаю.
При произнесении звука р губы разомкнуты, кончик языка вибрирует. Причиной искаженного произнесения звука может быть короткая уздечка. Если ее подрезать и сразу не начать делать артикуляционные упражнения, то эта процедура не имеет смысла. В раннем возрасте подрезают, вероятно, если у ребенка проблемы с глотанием пищи. В дошкольном возрасте, когда занимались с логопедом не советовали снова подрезать? Трех месяцев для занятий да еще и с короткой уздечкой конечно было маловато.
Возьмите шпатель медицинский, наденьте на него соску резиновую (ту. которую наши мамы одевали на стеклянные бутылочки с молоком, когда в России других сосок просто не было) и делайте массаж подъязычной уздечки: рот открыт, язык поднят к верхним зубам и быстро быстро произносить звук дддддддд, а в это время соской из стороны в сторону по уздечке делать массаж.
Упражнение для развития речи у детей:
Для упражнения потребуются различные фигурки, например животных. Если нет фигурок, то можно использовать картинки. Цель упражнения заключается в том, чтобы ребенок отгадывал какому из персонажей игры, принадлежит голос. Со временем можно начинать делить животных по возрасту, например взрослая корова и теленок. Преподносить звуки, издаваемые животными, надо в игривой форме, но разбавляя подробностями и описанием.
Можно делать проще, взять книжку с картинками животных и спрашивать ребенка “Кто это?”, “Как кричит?” Далее можно рассмотреть вообще все, что нарисовано на одной странице и назвать ребенку: цветы, камешки, бабочка, солнышко и т.д. В следующий раз спросить у ребенка “Что это?” или “Покажи солнышко, а где бабочка и т.д.
Екатерина, здравствуйте.
Огромное спасибо за Вашу статью о задержке речи. То, что необходимо обращать внимание на то, что и как есть ребеноку- верно. Здесь хочется добавить, что родителям не стоит угождать капризам ребенка, отказам есть твердую пищю. Я сама ловлю себя на мысли, что нет-нет да размолю мясо в блендере, ребенок есть все размолотое, а в итоге мышцы лица не тренируются. По большому счету проведение всевозможных артикуяционных гимнастик и упражнений не так важны, как регулярное правилное питание,сопряженное с активной работой губ, мышц щек, языка.
Здравствуйте Екатерина-подскажите как скачиваются компьютерные программы по логопедии?
@Nasima: Добрый день! Их можно скачать в данном разделе сайта http://www.logolife.ru/category/tvorcheskaya-masterskaya-logopeda/kompyuternye-programmy-dlya-logopedicheskix-zanyatij нажав на “Скачать упражнение” внизу каждой статьи и сохранить архив к себе на компьютер.
Здравствуйте подскажите что делать ребёнку 5 лет плохо говорит проходил все и невропатолог и логопеда только толку никакого.пропили столько таблеток уколы все, решили больше хватит, ходит в обичный садик играет с детками спокойный ресует пишет буквы все ок но говорить не хочет.помогите пожалуйста