Главная » Конспекты логопедических занятий» Знакомство с мягкими согласными звуками на материале лексической темы [Транспорт]

Знакомство с мягкими согласными звуками на материале лексической темы [Транспорт]

Хитрова Ирина

Цели: – Ввести понятие о твердости-мягкости согласных звуков.

– Учить соотносить твердые и мягкие согласные звуки.

Коррекционно-образовательные задачи:

– Закрепить знания о гласных звуках и согласных твердых звуках.

-Закрепить умение выделять заданный звук на фоне слова.

-Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа       шар,путь.

-Учить подбирать слова к заданной слоговой схеме слова.

-Закрепить знания о различных видах транспорта.

-Учить объяснять  образование слов.

Коррекционно-развивающие  задачи:

-Развивать связную речь.

– Развивать навык правильного произношения  нарушенных звуков в

свободной речи.

– Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

-Развивать у детей слуховое и зрительное внимание.

-Учить пользоваться графическими знаками, схемами.

-Учить решать творческие задачи.

-Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно- воспитательные задачи:

-Формировать навык ответственности за младших.

Оборудование: -Синие и зеленые « звукопузики».

-Лабиринты В.Воскобовича

– Карта символов.

Воздушный шар с корзинкой.

-Билеты красного, синего и зеленого цветов.

-Воздушные шарики.

-Магнитофон.

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

Л.:« Ребята! Я предлагаю  вам   отправиться в путешествие на «Остров Звукопузиков». Сегодня мы поедем  в гости на поезде. Я заранее приобрела билеты.Пожалуйста, выбирайте билеты и занимайте места».

2. Развитие звукового анализа.

( голос из магнитофона )

«Внимание, внимание ! Со станции « Детский сад» отправляется поезд до «Острова Звукопузиков»! Повторяю:  «Со станции « Детский сад» отправляется поезд до «Острова Звукопузиков».

Занимайте места согласно купленным билетам! Посмотрите внимательно на свои билеты и подумайте какое место в поезде вы можете занять.»

( Детям  розданы  красные и синие билеты.

На стульчиках,  выстроенных в виде поезда, прикреплены картинки: троллейбус, пароход, автобус, электричка, грузовик)

(Дети с синими билетами садятся на стульчики с картинками, названия которых начинаются на согласный звук; дети с красными  билетами – на гласный звук.)

( голос из магнитофона)

«Уважаемые пассажиры! Соблюдайте правила пользования нашего поезда: «Говорить так правильно и внятно, что б было все понятно! »

(дети изображают движение поезда)

«Поезд прибыл на конечную станцию. Просьба покинуть вагоны.»

(Дети изображают торможение поезда.)

«Первыми на платформу        выходят пассажиры, в именах которых слышится звук

« [ к ]»

« Просьба покинуть вагоны пассажиров, в именах которых слышатся два одинаковых звука».

« Просьба покинуть вагоны пассажиров, в именах которых слышится звук [ в ] ».

( Дети анализируют свои имена и встают около своих « вагончиков»)

« Спасибо! Всего доброго! »

3.Развитие слухового внимания.

Л.:« Ребята! Мы снова оказались на острове Звукопузиков!»

( Издаются  звуки /из магнитофона/:      [ п `] ,[ м`] ,[ т`], [ н`], [ х`].)

Л.: « Вы ничего не слышали?              По- моему, кто-то плачет!

(Дети идут на звук и находят маленьких зеленых звукопузиков)

4.Развитие связной речи.

Л.:« Как вы думаете, почему они плачут?»

( Дети рассуждают о причине плача)

Л.:« Маленькие всегда  плачут, когда нет рядом мамы, папы или старшей сестры….Ребята! Они хотят к своим старшим братьям! Нам нужно срочно отправиться за синими  звукопузиками! Только они смогут успокоить своих младших братьев-« зеленых»

5.Развитие зрительного внимания.

Л.:«Посмотрите на плане острова, где могут находиться синие звукопузики.»

(Каждому ребенку выдается игровизор и либиринт В, Воскобовича)

( Дети проходят по лабиринту и понимают, где находятся синие звукопузики)

Л.:«А на каком виде транспорта можно до них добраться нам поможет карта»

6. Обучение пользования графическим знакам, схемам.

( Закрепление умения ориентировки на листе бумаги).

Л.:«Давайте попробуем расшифровать символы!

Посмотрите в левый верхний угол и подумайте что могут означать эти символы.»

(Дети рассуждают и приходят к мнению, что это водный, воздушный и наземный виды транспорта)

Л.: «Молодцы! Посмотрите в правый верхний угол. Что обозначает эта схема?»

( первый звук в слове)

«Внимательно послушайте первые звуки в словах: «Воздушный, Водный, Наземный» и определите лишнее слово»

(Дети выделяют первый звук в слове и находят лишнее слово)

Л.:«Правильно, значит остается выбор между воздушным и водным транспортом.

Посмотрите в левый нижний угол. Название какого вида транспорта подойдет к этой схеме? »

(Воздушный, потому что в этом слове три слога.)

Л.:«Давайте вспомним, какой воздушный транспорт мы знаем!»

( Дети называют вертолет, самолет…)

Л.:« Я думаю, что  звукопузики еще не научились управлять таким сложным транспортом. Может вы знаете воздушный транспорт , на котором люди уже давно научились летать?»

(воздушный шар )

Л.:«Молодцы! Посмотрите в

правый нижний угол нашей карты. Если к этой схеме подойдет слово « шар», значит ,мы правильно определили транспорт, на котором  можно  добраться до синих звукопузиков.

( Дети проводят звуковой анализ слова)

7.Развитие связной речи.

Л.:« Ура! Мы расшифровали карту! Посмотрите, какой красивый воздушный шар. Расскажите, что вы знате о воздушном шаре?

(Дети рассматривают воздушный шар и рассказывают что они знают о передвижении по небу на воздушном шаре.)

8.Развитие музыкального слуха

Л.: «Теперь мы готовы к полету ! В путь!

( Дети усаживаются в воздушный шар и « взлетают»)

( Под музыку дети имитируют полет )

9. Развитие мелкой моторики рук.

Л.:« Молодцы! Мы нашли их! Теперь маленькие больше не будут плакать.

« Ребята, а как же мы узнаем родных братьев ? Зеленые звукопузики еще маленькие и не умеют пользоваться своими экранчиками.

Давайте возьмем волшебные карандаши и для начала узнаем имена синих «звукопузиков».

( Дети закрашивают синими карандашами экранчики  «старших» звукопузиков. На пузиках выступают буквы).

10. Соотнесение твердого согласного с мягким.

Л.:«Давайте подумаем у кого старший брат звукопузика  – [ п` ]

(логопед показывает зеленых звукопузиков. Называя «старшего» брата, ребенок получает «младшего» .

[ м`],[ т`] ,[ н`], [х`]

Л.: «Ребята, оказывается ,согласные звуки бывают не только

твердыми ….

Почти у каждого твердого звука есть пара мягкого!

Давайте поиграем! Я буду называть твердый звук, а вы его младшего брата –мягкий ».

[с ], [ л]….

11. Звуковой анализ слова.

Л.:«Теперь вы знаете, что согласные звуки бывают и твердыми и мягкими .Давайте запомним, что согласный твердый звук обозначается синим цветом, а согласный мягкий- зеленым.

Л.:«Ребята, вы проделали  такой долгий путь . Сначала мы  ехали на поезде, затем летели на шаре, чтобы найти племя синих.   Кстати, вот стоит домик слова «путь».

Давайте, узнаем какие звуки живут в этом слове».

(Дети проводят полный звуковой и слоговой анализ слова).

12.Развитие звукового анализа.

« Какие вы молодцы!  Не оставили в беде маленьких,  разгадали зашифрованную карту ,помогли найти старших братьев зеленых звукопузиков!

( голос из микрофона)

«  Внимание, внимание ! Продолжается посадка на поезд,  следущий  до станции « Детский сад». Занимайте места согласно купленным билетам!»

Л.:« Ребята , по- моему , нам пора возвращаться в детский сад! Берите билеты и садитесь в вагоны. Будьте внимательны, билеты обратного следования уже синие и зеленые!.

(На стульчиках, выстроенные в виде поезда прикреплены картинки: вертолет, катер, трамвай, метро, троллейбус)

(Дети с синими билетами садятся на стульчики с картинками, названия которых начинаются на согласный твердый звук; дети с зелеными билетами– на согласный мягкий звук).

13. Итог.

Л.:«Ну, вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Вам понравилось путешествие?

На каком транспорте мы передвигались? С какими жителями острова мы встретились?  Что мы разгадывали?

Что нового мы узнали?»

«Жители острова в благодарность вам дарят  воздушные шарики!»

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять