Знакомство с мягкими согласными звуками на материале лексической темы [Транспорт]
Хитрова Ирина
Цели: – Ввести понятие о твердости-мягкости согласных звуков.
– Учить соотносить твердые и мягкие согласные звуки.
Коррекционно-образовательные задачи:
– Закрепить знания о гласных звуках и согласных твердых звуках.
-Закрепить умение выделять заданный звук на фоне слова.
-Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа шар,путь.
-Учить подбирать слова к заданной слоговой схеме слова.
-Закрепить знания о различных видах транспорта.
-Учить объяснять образование слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развивать связную речь.
– Развивать навык правильного произношения нарушенных звуков в
свободной речи.
– Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
-Развивать у детей слуховое и зрительное внимание.
-Учить пользоваться графическими знаками, схемами.
-Учить решать творческие задачи.
-Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно- воспитательные задачи:
-Формировать навык ответственности за младших.
Оборудование: -Синие и зеленые « звукопузики».
-Лабиринты В.Воскобовича
– Карта символов.
– Воздушный шар с корзинкой.
-Билеты красного, синего и зеленого цветов.
-Воздушные шарики.
-Магнитофон.
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
Л.:« Ребята! Я предлагаю вам отправиться в путешествие на «Остров Звукопузиков». Сегодня мы поедем в гости на поезде. Я заранее приобрела билеты.Пожалуйста, выбирайте билеты и занимайте места».
2. Развитие звукового анализа.
( голос из магнитофона )
«Внимание, внимание ! Со станции « Детский сад» отправляется поезд до «Острова Звукопузиков»! Повторяю: «Со станции « Детский сад» отправляется поезд до «Острова Звукопузиков».
Занимайте места согласно купленным билетам! Посмотрите внимательно на свои билеты и подумайте какое место в поезде вы можете занять.»
( Детям розданы красные и синие билеты.
На стульчиках, выстроенных в виде поезда, прикреплены картинки: троллейбус, пароход, автобус, электричка, грузовик)
(Дети с синими билетами садятся на стульчики с картинками, названия которых начинаются на согласный звук; дети с красными билетами – на гласный звук.)
( голос из магнитофона)
«Уважаемые пассажиры! Соблюдайте правила пользования нашего поезда: «Говорить так правильно и внятно, что б было все понятно! » |
(дети изображают движение поезда)
«Поезд прибыл на конечную станцию. Просьба покинуть вагоны.» |
(Дети изображают торможение поезда.)
«Первыми на платформу выходят пассажиры, в именах которых слышится звук
« [ к ]»
« Просьба покинуть вагоны пассажиров, в именах которых слышатся два одинаковых звука».
« Просьба покинуть вагоны пассажиров, в именах которых слышится звук [ в ] ».
( Дети анализируют свои имена и встают около своих « вагончиков»)
« Спасибо! Всего доброго! » |
3.Развитие слухового внимания.
Л.:« Ребята! Мы снова оказались на острове Звукопузиков!»
( Издаются звуки /из магнитофона/: [ п `] ,[ м`] ,[ т`], [ н`], [ х`].)
Л.: « Вы ничего не слышали? По- моему, кто-то плачет!
(Дети идут на звук и находят маленьких зеленых звукопузиков)
4.Развитие связной речи.
Л.:« Как вы думаете, почему они плачут?»
( Дети рассуждают о причине плача)
Л.:« Маленькие всегда плачут, когда нет рядом мамы, папы или старшей сестры….Ребята! Они хотят к своим старшим братьям! Нам нужно срочно отправиться за синими звукопузиками! Только они смогут успокоить своих младших братьев-« зеленых»
5.Развитие зрительного внимания.
Л.:«Посмотрите на плане острова, где могут находиться синие звукопузики.»
(Каждому ребенку выдается игровизор и либиринт В, Воскобовича)
( Дети проходят по лабиринту и понимают, где находятся синие звукопузики)
Л.:«А на каком виде транспорта можно до них добраться нам поможет карта»
6. Обучение пользования графическим знакам, схемам.
( Закрепление умения ориентировки на листе бумаги).
Л.:«Давайте попробуем расшифровать символы!
Посмотрите в левый верхний угол и подумайте что могут означать эти символы.»
(Дети рассуждают и приходят к мнению, что это водный, воздушный и наземный виды транспорта)
Л.: «Молодцы! Посмотрите в правый верхний угол. Что обозначает эта схема?»
( первый звук в слове)
«Внимательно послушайте первые звуки в словах: «Воздушный, Водный, Наземный» и определите лишнее слово»
(Дети выделяют первый звук в слове и находят лишнее слово)
Л.:«Правильно, значит остается выбор между воздушным и водным транспортом.
Посмотрите в левый нижний угол. Название какого вида транспорта подойдет к этой схеме? »
(Воздушный, потому что в этом слове три слога.)
Л.:«Давайте вспомним, какой воздушный транспорт мы знаем!»
( Дети называют вертолет, самолет…)
Л.:« Я думаю, что звукопузики еще не научились управлять таким сложным транспортом. Может вы знаете воздушный транспорт , на котором люди уже давно научились летать?»
(воздушный шар )
Л.:«Молодцы! Посмотрите в
правый нижний угол нашей карты. Если к этой схеме подойдет слово « шар», значит ,мы правильно определили транспорт, на котором можно добраться до синих звукопузиков.
( Дети проводят звуковой анализ слова)
7.Развитие связной речи.
Л.:« Ура! Мы расшифровали карту! Посмотрите, какой красивый воздушный шар. Расскажите, что вы знате о воздушном шаре?
(Дети рассматривают воздушный шар и рассказывают что они знают о передвижении по небу на воздушном шаре.)
8.Развитие музыкального слуха
Л.: «Теперь мы готовы к полету ! В путь!
( Дети усаживаются в воздушный шар и « взлетают»)
( Под музыку дети имитируют полет )
9. Развитие мелкой моторики рук.
Л.:« Молодцы! Мы нашли их! Теперь маленькие больше не будут плакать.
« Ребята, а как же мы узнаем родных братьев ? Зеленые звукопузики еще маленькие и не умеют пользоваться своими экранчиками.
Давайте возьмем волшебные карандаши и для начала узнаем имена синих «звукопузиков».
( Дети закрашивают синими карандашами экранчики «старших» звукопузиков. На пузиках выступают буквы).
10. Соотнесение твердого согласного с мягким.
Л.:«Давайте подумаем у кого старший брат звукопузика – [ п` ]
(логопед показывает зеленых звукопузиков. Называя «старшего» брата, ребенок получает «младшего» .
[ м`],[ т`] ,[ н`], [х`]
Л.: «Ребята, оказывается ,согласные звуки бывают не только
твердыми ….
Почти у каждого твердого звука есть пара мягкого!
Давайте поиграем! Я буду называть твердый звук, а вы его младшего брата –мягкий ».
[с ], [ л]….
11. Звуковой анализ слова.
Л.:«Теперь вы знаете, что согласные звуки бывают и твердыми и мягкими .Давайте запомним, что согласный твердый звук обозначается синим цветом, а согласный мягкий- зеленым.
Л.:«Ребята, вы проделали такой долгий путь . Сначала мы ехали на поезде, затем летели на шаре, чтобы найти племя синих. Кстати, вот стоит домик слова «путь».
Давайте, узнаем какие звуки живут в этом слове».
(Дети проводят полный звуковой и слоговой анализ слова).
12.Развитие звукового анализа.
« Какие вы молодцы! Не оставили в беде маленьких, разгадали зашифрованную карту ,помогли найти старших братьев зеленых звукопузиков!
( голос из микрофона)
« Внимание, внимание ! Продолжается посадка на поезд, следущий до станции « Детский сад». Занимайте места согласно купленным билетам!»
Л.:« Ребята , по- моему , нам пора возвращаться в детский сад! Берите билеты и садитесь в вагоны. Будьте внимательны, билеты обратного следования уже синие и зеленые!.
(На стульчиках, выстроенные в виде поезда прикреплены картинки: вертолет, катер, трамвай, метро, троллейбус)
(Дети с синими билетами садятся на стульчики с картинками, названия которых начинаются на согласный твердый звук; дети с зелеными билетами– на согласный мягкий звук).
13. Итог.
Л.:«Ну, вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Вам понравилось путешествие?
На каком транспорте мы передвигались? С какими жителями острова мы встретились? Что мы разгадывали?
Что нового мы узнали?»
«Жители острова в благодарность вам дарят воздушные шарики!»
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Вологда – город моего детства
- Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста [старшая групп]
- Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы [В гости к Осени. Звук и буква О]