Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Хитрова Ирина
Данная методика направлена на формирование новых фонематических знаний, умений и навыков, с целью решения коррекционных задач специальной программы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонетико- фонематической стороны речи целесообразно и необходимо использовать различные игровые ситуации. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Для этого была разработана система коррекционной работы, объедененная одним игровым сюжетом.
В начале года детям предлагается отправиться в долгосрочное путешествие на остров, где живут необычные существа звукопузики. Они не умеют разговаривать, а произносят только отдельные звуки.
В процессе посещений острова дети знакомятся с разными племенами звукопузиков. С помощью необычных человечков учатся «превращать» звук в букву( у каждого человечка на пузике волшебный экранчик), составлять и читать слоги и слова.
Помогая благоустроить остров, дети строят «домики звуков»(развитие навыков звукового анализа и синтеза), «домики слов »( развитие слогового анализа и синтеза) и даже железную дорогу(развитие анализа предложений) .
В данной методике используются самостоятельно разработанные пособия и игры, раскрывающие систему работы по данной теме.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. «На встречу приключениям»
-Знакомство с племенем красных
(формирование понятия звук, гласные звуки)
- Вводится понятия звук, гласный звук .Происходит знакомство с обозначением гласного звука.
- Знакомятся с артикуляцией гласных звуков первого ряда.
- Учатся петь на длительном выдохе песенку гласных, четко артикулируя губами звуки
[ а],[о],[у],[ы],[и],[э].
- Учатся выделять заданный звук из ряда звуков, на фоне слова, пользуясь сигнальными карточками.
На данном этапе проводится:
- звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИУ и т. д.
- работа по вычленению первого ударного гласного из слова
- работа по вычленению первого гласного из слова
- работа по вычленению последного гласного из слова
- определение места звука в слова
- знакомство с гласными буквами
- определение места буквы в слове
2. «На другом берегу острова»
– Знакомство с племенем синих
(формирование понятия согласный звук )
На данном этапе дети учатся:
- Выделять заданный согласный звук из ряда звуков.
- Знакомятся с понятием согласный звук и его символом.
- Определять место звука в слове и обозначать его на звуковой схеме слова.
- Знакомятся с некоторыми согласными буквами.
- Определять место буквы в слове.
- Закрепляют знания о звуках (гласные и согласные).
3. «Дружба крепкая …»
– Знакомство племени красных с синими
(знакомство с закрытым слогом)
На данном этапе:
- Учатся выполнять звуковой, затем звуко-буквенный анализ и синтез слогов типа АП.
- Учатся читать закрытые слоги с пройденными буквами.
Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение закрытых слогов проводится с помощью волшебных экранчиков звукопузиков.
4. «Визит вежливости»
– Встреча племен синих с красными
(знакомство с открытым слогом)
На данном этапе:
- Дети знакомятся с понятием слова.
- Определяют, что слог частица слова.
- Учатся складывать слова с помощью прибавления буквы к слову (МА – К), (У – СЫ).
- Учатся складывать слова из двух слогов типа (ПА- ПА), (УМ-КА).
- Учатся определять количество слогов различными способами.
- Знакомятся с «Золотым правилом» (сколько гласных в слове , столько и слогов).
- Проводят звуко-буквенный анализ слов.
5. «На помощь маленьким человечкам»
-Знакомство с племенем зеленых
(формирование понятия мягкие согласные)
На данном этапе:
- Дети закрепляют ранее полученные знания, применяя мягкий согласный звук.
- Учатся складывать слова из двух слогов типа (ЛИ- ПА), (КО-НИ).
- Проводят звуко-буквенный анализ слов, с использованием мягкого согласного звука.
6. «Коварное мороженое»
-Знакомство с племенем черных
(формирование понятия парные согласные звуки)
На данном этапе:
- учатся дифференцировать согласные звуки на звонкие и глухие.
- знакомятся с символами глухих согласных.
- знакомятся с парными согласными.
- учатся подбирать парный звук.
- проводят звуко-буквенный анализ, синтез слогов и слов.
Рекомендую прочесть:
|
|
|

Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Творческая мастерская логопеда:
- Проект: [Ребёнок и книга]
- Логопедический кабинет [ЛОГОЦВЕТИК]
- Новые формы работы логопеда с родителями