Главная » Творческая мастерская логопеда» Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Хитрова Ирина

Данная методика направлена на формирование новых фонематических знаний, умений и навыков, с целью решения коррекционных задач специальной программы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонетико- фонематической стороны речи целесообразно и необходимо использовать различные игровые ситуации. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Для этого была разработана система коррекционной работы, объедененная одним игровым сюжетом.

В начале года детям предлагается отправиться в долгосрочное путешествие на остров, где живут необычные существа звукопузики. Они не умеют разговаривать, а произносят только отдельные звуки.

В процессе посещений острова дети знакомятся с разными племенами звукопузиков. С помощью необычных человечков учатся «превращать» звук в букву( у каждого человечка на пузике волшебный экранчик), составлять и читать слоги и слова.

Помогая благоустроить остров, дети строят «домики звуков»(развитие навыков звукового анализа и синтеза), «домики слов »( развитие слогового анализа и синтеза) и даже железную дорогу(развитие анализа предложений) .

В данной методике используются самостоятельно разработанные пособия и игры, раскрывающие систему работы по данной теме.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. «На  встречу  приключениям»

-Знакомство с племенем красных

(формирование понятия звук, гласные звуки)

  • Вводится понятия звук, гласный звук .Происходит знакомство с обозначением гласного звука.
  • Знакомятся с артикуляцией гласных звуков первого ряда.
  • Учатся петь на длительном выдохе песенку гласных, четко артикулируя губами звуки

[ а],[о],[у],[ы],[и],[э].

  • Учатся выделять заданный звук из ряда звуков, на фоне слова, пользуясь сигнальными карточками.

На данном  этапе проводится:

  • звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИУ и т. д.
  • работа по вычленению первого ударного гласного из слова
  • работа по вычленению первого  гласного из слова
  • работа по вычленению  последного гласного из слова
  • определение места звука в слова
  • знакомство с гласными буквами
  • определение места буквы в слове

2. «На другом берегу острова»

– Знакомство с племенем синих

(формирование понятия согласный звук )

На данном этапе дети учатся:

  • Выделять заданный согласный звук из ряда звуков.
  • Знакомятся с понятием согласный звук и его символом.
  • Определять место звука в слове и обозначать его на звуковой схеме слова.
  • Знакомятся с некоторыми согласными буквами.
  • Определять место буквы в слове.
  • Закрепляют знания о звуках (гласные и согласные).

3. «Дружба крепкая  …»

– Знакомство племени красных с синими

(знакомство с закрытым слогом)

На данном этапе:

  • Учатся выполнять звуковой, затем звуко-буквенный анализ и синтез слогов типа АП.
  • Учатся читать закрытые слоги с пройденными буквами.

Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение закрытых  слогов проводится с помощью волшебных экранчиков звукопузиков.

4. «Визит вежливости»

– Встреча племен синих с красными

(знакомство с открытым слогом)

На данном этапе:

  • Дети знакомятся с понятием слова.
  • Определяют, что слог частица слова.
  • Учатся складывать слова с помощью прибавления буквы к слову (МА – К), (У – СЫ).
  • Учатся складывать слова из двух  слогов типа (ПА- ПА), (УМ-КА).
  • Учатся определять количество слогов различными способами.
  • Знакомятся с «Золотым правилом» (сколько гласных в слове , столько и слогов).
  • Проводят звуко-буквенный анализ слов.

5. «На помощь маленьким человечкам»

-Знакомство с племенем зеленых

(формирование понятия  мягкие согласные)

На данном этапе:

  • Дети закрепляют ранее полученные знания, применяя мягкий согласный звук.
  • Учатся складывать слова из двух  слогов типа (ЛИ- ПА), (КО-НИ).
  • Проводят звуко-буквенный анализ слов, с использованием мягкого согласного звука.

6. «Коварное мороженое»

-Знакомство с племенем черных

(формирование понятия парные согласные звуки)

На данном этапе:

  • учатся дифференцировать согласные звуки на звонкие и глухие.
  • знакомятся с символами глухих согласных.
  • знакомятся с парными согласными.
  • учатся подбирать парный звук.
  • проводят звуко-буквенный анализ, синтез слогов и слов.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Творческая мастерская логопеда:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос