Логопедическое развлечение по обучению грамоте для старшего дошкольного возвраста
Вечер досуга по грамоте
Тема:
«В гостях у деда Буквоеда»
Цели и задачи:
1. Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове, определять позиции звука в словах, различать понятия звук – буква;
2. Закрепить знание детьми гласных звуков (а, о, у, и). Знать их отличие от согласных звуков;
3. Активизировать знания детей о твердых и мягких согласных звуках;
4. Совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза;
5. Учить читать закрытые и открытые слоги, подбирать слова на заданный слог;
6. Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
7. Продолжать развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти и мелкой моторики детей.
8. Развивать умения использовать имеющиеся знания.
9. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Оборудование:
Раздаточный материал:
солнышко (по кол-ву детей), сломанные буквы.
Демонстрационный материал:
фланелеграф, животные для фланелеграфа, картинки для игры «Четвёртый лишний», ТОМ и ТИМ с корзинами, мольберт с яблоней, яблочки с картинками на звук Т, Ть; письмо и картина от Деда Буквоеда.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярко, весело.
С солнышком в кружок мы встанем,
Поиграем вместе с ним.
Упражнение «Солнышко».
Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках,
(показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка.
(смотрят в окно и показывают руками солнце)
Маленькое солнышко
Я беру руками,
(показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками.
(поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит,
(показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете.
(поднимают руки над головой и разводят в стороны)
Самомассаж лица «Солнышко». Комплексы №4,5,6
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило,
И погладило.
НД – поглаживание от середины лба к верхней части ушей.
Солнышко проснулось,
К щёчкам потянулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
НД – поглаживание от носа к средней части ушей.
Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
НД – поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.
Потянуться руками вверх, улыбнуться.
II.Сообщение темы занятия.
– В сказочном городке жили поживали, добра наживали… А кто поживал, отгадайте:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёжик)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (дятел)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят … (черепахи)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (мышь)
Летом на болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка.
Кто это? (лягушка)
По ходу отгадывания загадок, на фланелеграфе появляются животные – отгадки с песенкой.
Волк – У-У-У
Лягушка – А-А-А
Мышка – И-И-И
Черепаха – О-О-О
Медведь – М-М-М
Дятел – Т-Т-Т
Ёжик – П-П-П
– Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё поучиться и почему? (Гласные и согласные)
Гласные – поются, тянуться, воздух не встречает преграды на своём пути.
Согласные – не поются, воздух на своём пути встречает преграду в виде языка, губ, зубов.
– Назовите звуки, с которыми мы уже работали на занятиях. (Ответы детей)
– Чем звуки отличаются от букв?
Повторение правила (произнося правило, дети указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, карандаш)
Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.
– Давайте ещё раз посмотрим, какими же буквами обозначаются песенки животных?
Дети смотрят на животных и видят, что песенки исчезли.
– Что же произошло? Куда исчезли буквы?
Логопед смотрит вокруг и находит письмо.
– Ой, а здесь письмо какое-то. Читает письмо.
«Что, буквы не можете найти? А это я, Дед Буквоед, их съел. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.»
– Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Деда Буквоеда и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
III. Подбор слов на заданный звук. Задание 1.
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
– Что же это за зверёк? Заяц. Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
– Как вы думаете, что это за овощи? Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названье, шла молва,
У игрушек был звук А.
– Как вы думаете, что это за игрушки? Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.
– Слова, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На фланелеграфе появилась поломанная буква А. Логопед предлагает продолжить выполнение заданий.
IV. Выделение гласного звука в конце слова. Задание 2.
– Дед Буквоед предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Один – много».
носок – носки сапог – сапоги совок – совки
тапок – тапки танк – танки ложка – ложки
платок – платки карандаш – карандаши конь – кони
нитка – нитки кошка – кошки кубик – кубики
– Какой звук слышится в конце всех, названных вами слов? (Ответ детей) Можем ли мы увидеть звук И? (нет), а что мы можем увидеть? (букву И) Второе задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На фланелеграфе появилась поломанная буква И.
V. Выделение гласного звука в начале слова. Задание 3.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
– На волшебной полянке, «заколдованы» картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.
- Формирование направленного длительного выдоха.
– Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.
- Игра с мячом. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.
– Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На фланелеграфе появилась поломанная буква У.
Чтение закрытых и открытых слогов. Подбор слов на заданный слог. Задание 4.
- Чтение слогов в звуковых домиках.
- Чтение слогов на индивидуальных карточках и соединение слога с картинкой, название которой начинается с данного слога.
- Подбор других слов на заданный слог.
– Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук П). Можем ли мы увидеть звук П? (нет), а что мы можем увидеть? (букву П) Второе задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На фланелеграфе появилась поломанная буква П.
- Динамическая пауза. Задание 5.
Проводится стоя за стульчиками.
– Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.)
Игра «Покажи – не торопись, и смотри, не ошибись!»
Логопед просит детей указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
– Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О) Пятое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На фланелеграфе появилась поломанная буква О.
VIII. Определение места звука в слове. Задание 6.
- Игра «Четвёртый лишний». Предлагается четыре ряда картинок
мясо, мак, мяч, мишка
дом, дым, сом, мышь
сумка, муха, замок, лампа
майка, морж, мухомор, маска
– Назовите все лишние слова: мак, мышь, муха, мухомор. Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук М) На ваших столах тоже прячутся картинки с этим звуком. Найдите их и назовите, выделяя голосом звук М.
- Дед Буквоед просит поселить эти картинки в этот домик. Но домик этот не простой. В первом подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в начале слова. Во втором подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в середине слова. А в третьем подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в конце слова.
– Слова с каким звуком, мы поселили в домик? (слова со звуком М) Можем ли мы увидеть звук М? (нет), а что мы можем увидеть? (букву М) Шестое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.
На фланелеграфе появилась поломанная буква М.
IX. Различение твёрдых и мягких звуков. Задание 7.
- Проговаривание чистоговорки:
Та-та-та – яблоко моя мечта.
Ти-ти-ти – где же яблоко найти?
Ать-ать-ать – надо яблоню искать.
(Мольберт переворачивается, там яблоня. Под яблоней стоят мальчики – Том и Тим).
– А вот и задание от Деда Буквоеда: надо помочь Тому и Тиму собрать яблоки в корзины. А чтобы появились корзины, нужно выложить на доске звуковые схемы слов: ТОМ, ТИМ.
(Дети по рядам выкладывают схемы за столом, два ребёнка – у доски. Проводится звуковой анализ данных слов. Появляются корзины.)
- Логопед просит детей подойти к яблони, взять по одному яблоку и сесть на место.
– Мы помогли Тому и Тиму собрать яблоки, но как же их поделить? На каждом яблоке – картинка.
Назовите их и определите первый звук в слове. Яблочки с картинкой на звук Т мы положим в корзину …Тома, яблочки с картинкой на звук Ть – положим в корзину Тима.
– яблоки с картинками на какой звук мы подарили Тому? (на звук Т) Можем ли мы увидеть звук Т? (нет), а что мы можем увидеть? (букву Т) Последнее задание мы выполнили. А буквы так и не появились. Неужели обманул нас Дед Буквоед.
X. Чтение стихов. Появление букв.
(Логопед проверяет конверт и находит ещё одно задание)
– Ещё одно задание осталось. Дед Буквоед прислал нам картину, и он пишет, что она волшебная.
А буквы появятся только в том случае, если мы расскажем о них стихи. Я что-то не припомню стихов про буквы. Может быть, вы знаете?
(Дети читают стихи, на картине появляются буквы)
В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква «О».
Знает Вова, знает Света
«А» – похожа на ракету.
«У» – как у зайчонка ушки
Эти ушки на макушке.
На калитку посмотри,
Чем она не буква «И»?
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали.
Дома букву «П» найдём,
Заглянув в дверной проём.
«Т» – в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Вот и вернулись буквы. Видимо понравились Деду Буквоеду ваши ответы. А эти буквы мы отремонтируем на коррекционном часе, поиграв в игру «Техники».
Логопед «случайно» находит в домике шоколадные медали и раздаёт детям.
XI. Итог занятия.
Логопед обращается к детям:
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково,
Их поставишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка, с лишним.
Ведь для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
прислала
Гвоздева Татьяна
учитель-логопед
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект урока в общеобразовательной школе у детей с ОНР
- Конспект логопедического занятия тема [хлеб]
- Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]