Конспект открытого фронтального занятия [Что мы видели в лесу]
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 85
учитель-логопед
Ишханян Любовь Алексеевна
Тема открытого занятия «Что мы видели в лесу»
Коррекционно-образовательные цели. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде, повадках, местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные»; введение понятий «хищник», «грызун», «всеядный», «шатун». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); употребление предложно-падежных конструкций;
Коррекционно-развивающие цели. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, зрительного внимания и памяти, творческого воображения. Формирование связной диалогической речи детей через обыгрывание сюжета сказки;
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении, речи, мимики характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Специально подготовленная обстановка (лес, оборудование), костюмы сказочных персонажей, Лесовичок, картина с изображением диких животных, дидактическое дерево, игрушки-звери, дорожки следов животных.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек диких животных, сюжетных картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение художественных произведений: Г.Снегирёва, М. Пришвина, В.Бианки, рассказывание русских народных сказок о животных. Игры-драматизации с участием детей «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Находчивый заяц» и т.д. Дидактический игры «Кто где живёт?», «У кого кто?», «Чей хвост?», «Чего не хватает?».
Ход занятия
1. Звучит музыка, дети входят в группу.
Логопед: Дети, посмотрите какая красота вокруг. Мне кажется, мы с вами попали в зимний лес. Ребята я слышу звуки музыки, а вы слышите? Давайте закроем глазки и послушаем музыку.
– Какая звучала музыка?
Дети: Нежная, красивая, спокойная.
Л: А что вы себе представили под звуки этой музыки?
Дети: Падает снег, кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья, где-то пролетела птичка и т. д.
Л: В зимнем лесу можно замерзнуть, давайте мы погреемся.
2. Речь с движениями: «Мы пришли в зимний лес».
Мы пришли в зимний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки на небе кружатся
И тихо на землю ложатся.
Вот и зайка проскакал-
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас!
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Из-за елки выходит лесовичок.
– Здравствуйте ребятки, зачем пожаловали в мои владения?
Дети:- Мы пришли посмотреть на зимний лес, познакомится с его обитателями.
Лесовичок.:- А вы знаете, кто живет в моем лесу?
Дети:- Да!
Лесовичок: – А мы сейчас проверим. Специально для вас я нарисовал картину. Посмотрите на нее внимательно, вы видите, кто на ней изображен? Угадаете пущу вас в свой лес, а не угадаете, прочь прогоню!
3. Игра на развитие зрительного восприятия «Звери спрятались в лесу».
Дети: – Я вижу волка.
– Я вижу лису.
– Я вижу зайца.
– Я вижу лося.
– Я вижу белку.
– Я вижу медведя.
В ходе рассматривания картины, задается заранее не верный вопрос.
Дети должны увидеть мою ошибку и аргументировано объяснить, почему я ошиблась. (Дети, а я вижу слона).
Лес:- Молодцы ребята! Справились с моим заданием, идите дальше, ничего не бойтесь, а если что-то на пути и встретите, не удивляйтесь. Загадка попадется – отгадайте, сказка попадется – расскажите.
Лог:- Ну что ребятки, куда мы с вами пойдем? Ой, смотрите! На земле дорожки необычные, наверное, их лесовичок нарисовал.
Дети:- Это же следы!
Лог:- И правда следы. А давайте рассмотрим, чьи это следы?
Дети:- Это следы волчьи, это лисьи, беличьи, заячьи, а это медвежьи.
Лог:- Ребята, а давайте мы пойдем по этим следам и посмотри, куда они нас приведут. Как вы думаете это чьи следы?
Дети: – Это следы лисьи.
Лог:- Как вы догадались?
Дети:- У лисы следы похожи на следы маленькой собачки.
Л-д: – Ребята, на самом деле легко ли найти лисьи следы?
Лисьи следы увидеть нелегко, потому – что лиса хвостом следы заметает.
А что вы знаем о лисе?
Дети: – Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.
Л-д: Смотрите ребята, а вот и лисья норка.
Л –д: – Чьи это следы?
Дети: – Это беличьи следы. У нее острые коготки, которые отпечатались на снегу.
(Дети по беличьим следам находят дерево, а на нем дупло).
Л-д:- Дети, а что это на дереве?
Дети: -Дупло, это беличий домик.
Л –д: -Что вы знаем про белку?
Дети: – Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Л-д: – Чьи это следы?
Дети:- Это волчьи следы, они похожи на следы большой собаки. Волки живут стаями и идут «след в след».
(Дети по следам подходят к логову).
Л-д: -Что вы знаете о волке?
Дети: – Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.
Л-д: – Чьи следы вы не увидите зимой?
Дети: – Мы не увидим зимой следов медведя, потому – что он зимой спит.
Л-д: – А что мы знаем о медведе?
Дети: – Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.
Л –д: -Давайте мы с вами тихонечко пойдем дальше и не будем тревожить лесного жителя, пусть спит в своей берлоге.
-Это чьи следы?
Дети: – Это заячьи следы. Когда заяц бежит, он задние ноги выбрасывает вперед, а передние – назад, заяц, будто сам себя обгоняет.
Л-д: – Что вы знаете о зайце?
Дети: – Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
4. Игра «Чей хвост?»
Л –д: – Ребятки посмотрите заячьи следы привели нас к необычной елке .Она
чем – то похожа на нашу новогоднюю, которую мы читали, помните? Эти хвосты, наверное, кто–то потерял. Как вы думаете, кто – же за ними придет?
Дети: – Дикие животные.
Л-д: – Это чей хвост?
Дети: – Этот хвост лисий, за ним придет лиса.
Л-д: – Чей это хвост?
Дети: – Этот хвост беличий, за ним прибежит белка.
Л-д: – Это чей хвост?
Дети: – А этот хвост волчий, и прибежит за ним волк.
Л-д: – А этот маленький хвостик чей?
Деит: – Этот хвост медвежий и он нужен медведю.
Л-д: – Это чей хвостик?
Дети:- Этот хвостик заячий, и за ним придет зайка.
Л-д: – Ребята, как вы думаете, кому легче взять хвост лисе или волку?
Дети: – Легче взять волку, потому что волчий хвост лежит под елкой, а лисий лежит в дупле.
Л-д: – А где находится беличий хвостик?
Дети: – Беличий хвост весит на ветке.
Л-д: – А заячий хвостик, где находится?
Дети: – Заячий хвостик за пеньком.
Л-д: -А медвежий хвост, где?
Дети: – Медвежий хвост около елки.
Л-д: -Представьте ребята, пришли звери к елке и откуда возьмет свой хвост волк, лиса, белка, медведь, заяц?
Дети: – Лиса свой хвост возьмет из дупла, волк из–под елки, заяц из-за пенька, белка снимет свой хвост с ветки, медведь возьмет около елки.
Выходит лесовичок. – Ну что понравилось вам в моем лесу? Знаю, что загадки вы мои отгадали правильно, молодцы! И за это зверушки из моего леса расскажут вам сказку. Но сначала скажите кто в лесу самый умный, храбрый, находчивый?
Дети: (ответы детей)
Лесовичок: – Присаживайтесь поудобней, слушайте и запоминайте.
5. Инсценировка сказки «Находчивый заяц».
Собрался как-то зайчишка навестить свою бабушку, которая жила на другом конце леса.
– Не ходил бы ты, сынок, – стала отговаривать его зайчиха-мать. В лесу очень страшно, много злых зверей, которые обижают маленьких..
– А кто отнесет бабушке гостинцы – спросил зайчишка?
– Я передам угощение сороке, она и отнесет,- сказала мать.
– Я сам сбегаю, а зверей я не боюсь, не тронут они меня.
– Не бойся, не тронут они его, – сказал заяц-отец. – Он у нас хоть и маленький, а находчивый.
Взял зайчишка корзинку и отправился в путь. Долго ли коротко ли он шел, повстречалась ему белка.
– Куда идешь заинька? – спросила его белка.
– К бабушке, гостинцы несу. – ответил зайка.
– А тебе одному не страшно, ведь в лесу много злых зверей?
-Нет! я ни кого не боюсь! – ответил зайчишка, и побежал дальше.
Долго ли он шел, коротко ли – повстречалась ему на пути лиса.
– Далеко путь держишь, малый? – спросила она, облизываясь.
– Иду к волку на День рождения, – смело ответил зайчишка.
– А что у серого День рождения,- удивилась лиса.
– Да.
– И он тебя пригласил?
– Как видишь! У меня даже подарок есть – сказал зайка.
Как не хотелось лисе съесть зайчишку, да побоялась она: как – никак волков гость. А зайчишка дальше поскакал. Вдруг из–за елки волк.
– Ты что, карапуз, без родителей по лесу шляешься? – застучал зубами волк.
– Иду к медведю на День рождения, – опять не растерялся зайчишка.
– А разве у него сегодня день рождения? – удивился волк.
– Н-да.. – Почесал затылок волк.
Как ни хотелось ему съесть зайчишку, да побоялся: как – никак медведев гость. А зайчишка дальше поскакал. А там и домик бабушки показался. Очень она обрадовалась, увидев внучонка.
– Как же ты до меня добрался? – удивилась бабушка. – Неужели научился быстро убегать от зверей?
– Нет, – ответил зайчишка. – Спасти могут не только быстрые ноги, но и быстрый ум.
Л-д: Спасибо тебе лесовичок, нам очень понравилась ваша сказка, и лес у тебя волшебный. Но нам пора возвращаться домой. До свидания!
6. Окончание занятия.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект занятия в старшей группе [Волшебный сундучок]
- Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНПР. [Поле чудес]
- Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНПР. Тема: [Звуки Ф, фь]