Главная » Автоматизация звуков» Звук [Р] в обратных слогах

Звук [Р] в обратных слогах

Серия индивидуальных коррекционных занятий, проведённых на этапе автоматизации поставленного звука «Р» в слогах, словах, фразах, небольших текстах

Занятие №3

Рудик Алла Валентиновна

Педагог дополнительного образования

(логопед-дефектолог)

ЦДТ «Ново-Переделкино» г. Москвы

Цели:

  • закрепление правильного произношения звука Р в слогах, словах, фразах, текстах (обратные слоги);
  • развитие слухового внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие фонематического анализа;
  • развитие звуко-буквенного анализа  и синтеза. Дифференциация понятий «слог», «слово», «предложение»;
  • развитие способности ориентироваться на плоскости листа;
  • знакомство с многозначным словом «норка»;
  • развитие психологической базы речи (на каждом этапе занятия).

Оборудование: зеркало, доска, предметные картинки, блоки предметных картинок, кассы разрезной азбуки, схемы слов (вагончики, обозначающие позицию звука в слове), схема описательного рассказа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

  • подготовка языка к занятию: упражнения артикуляционной гимнастики «маляр», «индюк», « барабанщик»;
  • характеристики звука;

3. Работа с кассой разрезной азбуки:

  • выложить из букв разрезной азбуки прямые слоги;
  • поменять местами буквы в слогах, прочитать полученные слоги.

4. Слоговые дорожки: ребёнок «рисует» цифры на полу, одновременно проговоривая заданные логопедом слоговые дорожки  из полученных в пункте 2 обратных слогов (ребёнок идёт по воображаемым дорожкам, траектории которых напоминают те или иные цифры,

буквы, простые геометрические фигуры и т. д.).

5. Автоматизация звука Р в словах, фразах:

  • Игра « Эхо»: ребёнок повторяет за логопедом слова тихо или громко, в зависимости от громкости услышанного (см. логопедический альбом Богомоловой).
  • Работа с банком предметных картинок (самовар, бор, кефир, комар, мухомор, норка). Игра «Добавлялки»: ребёнок добавляет слово, рифмующееся с заданной логопедом строкой, например:

-АР-АР-АР- растопили …(самовар);

-ОР-ОР-ОР- на холме сосновый …(бор);

-ИР-ИР-ИР- не люблю я пить … (кефир);

и т.д.

6. Работа с картинными блоками (в одном блоке — три картинки, в названиях которых есть одно и то же звукосочетание со звуком Р), например:

  • барсук — Барбос — мартышка
  • хор — бор — норка
  • кефир — тапир — тир

Логопед выкладывает все три блока один под другим таким образом, что картинки образуют поле из девяти картинок.

Задания:

  • назвать картинки всех блоков  по порядку, увеличивая темп проговаривания;
  • назвать всё живое, неживое;
  • назвать односложные, двусложные, трёхсложные слова;
  • развитие умения ориентироваться на плоскости листа: назови картинку которая находится в правом верхнем уголке (мартышка) и т.д.;
    • придумать предложения с названиями картинок, обозначающих живые существа.

7. Развитие фонематического анализа:

  • Из банка предметных картинок отобрать 5-6 картинок из занятия №1 (звук Р в прямом слоге: рак, рыба, рыбак, роза, руки) и добавить 5-6 картинок нынешнего занятия (барсук, норка, бор, кефир, комар);
  • Определение позиции звука Р в слове: разложить картинки по вагончикам. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук Р находится в начале слова; во втором вагоне — картинки, в названиях которых звук Р — в середине слова; в третьем — в конце слова.

8. Развитие звукового синтеза слов. Работа с кассами разрезной азбуки. Задания:

  • собрать из букв разрезной азбуки слова БОР, НОРКА, КОМАР;
  • составить с каждым словом предложение.

9. Объяснение многозначности слова НОРКА:

  • разучивание стихотворения А. Шибаева « Норка»:

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нет норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка – здесь, а норки нет.

(А.Шибаев.)

  • догадайся, о какой норке (животном или жилище) идёт речь в словосочетаниях

«глубокая норка», «тёмная норка», «голодная норка», «пушистая норка».

10. Построение  рассказа «Норка» по схеме описательного рассказа.

  • Кто это?
  • Где живет?
  • Части тела
  • Чем питается?
  • Название жилища
  • Название детенышей

11. Домашнее задание. Рассказывать стихотворение и рассказ «Норка». Нарисовать к стихотворению картинку.

12. Итог занятия.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Автоматизация звуков:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Один комментарий на Звук [Р] в обратных слогах
  1. LORAK:

    Спасибо вам за представленный материал. Очень доступный и понятный не только педагогам, но и родителям. Желаю усппехов в работе!

Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, а также заполняя и отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять