Главная » Автоматизация звуков» Звук Р в прямых слогах в начале слов

Звук Р в прямых слогах в начале слов

Серия  индивидуальных коррекционных занятий, проведённых на этапе автоматизации  поставленного звука «Р» в слогах, словах, фразах, небольших текстах

Рудик Алла Валентиновна

Педагог дополнительного образования

(логопед-дефектолог)

ЦДТ «Ново-Переделкино» г. Москвы

Цели:

  • автоматизация звука в слогах, словах, фразах, простых небольших текстах;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие звукового  и слогового анализа и синтеза;
  • закрепление понятий «слог», «слово», «предложение» на конкретных примерах;
  • развитие психологической базы речи (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) на каждом этапе занятия;
  • закрепление умения составлять рассказ по сюжетной картинке.

Оборудование: доска, кассы с буквами разрезной азбуки, звуковые схемы слов, банк предметных картинок, сюжетная картинка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

  • артикуляция звука Р;
  • его характеристики;
  • упражнения артикуляционной гимнастики: «лошадка», «индюк», «барабанщик».

3. Развитие фонематического слуха:

  • выделение звука Р из ряда звуков: логопед произносит ряд звуков, ребёнок повторяет только звук Р;
  • выделение слогов со звуком Р из ряда слогов: логопед произносит ряд слогов, ребёнок повторяет только слоги со звуком Р;
  • вспомнить слова со звуком Р

4. Синтез слогов. Память на слоговой ряд.

  • Фонетическая ритмика гласных звуков.
  • Звук Р «бежит» в гости к гласным. Письмо и чтение прямых слогов. (На доске пишем букву Р. От буквы Р проводим дорожки, на конце которых записываем гласные первого ряда. Читаем получившиеся слоги.)
  • По памяти назвать только что написанные пять слогов со звуком Р.

5. Синтез слов. Составление предложений.

Работа у доски:

  • Придумать по три слова с каждым из получившихся слогов (кроме слога РЭ):

РА-, РО-, РУ-, РЫ-.

  • Физминутка. Игра «Я — слог, ты — слово; я — слово; ты — предложение» (с перекидыванием мяча): логопед задаёт любой из четырёх слогов (см. предыдущий пункт), например, РА. Ребёнок придумывает слово с этим слогом, например, РАДОСТЬ. Логопед повторяет слово ребёнка: РАДОСТЬ. Ребёнок придумывает с этим

словом предложение: РАДОСТЬ К НАМ ПРИХОДИТ В ДОМ.

6.   Проверка дом. задания: рассказываем стихотворение «Радость» К. Чуковского,

предварительно проговорив слова со звуком Р, встречающиеся в нём:

РАДОСТЬ
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.

Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.

И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,
Лысые – кудрявыми.

Даже мельница – и та
Заплясала у моста.

Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.

Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

7. Определение первого и последнего звука в слове[1].

[1] Задание предназначено для детей, которые не испытвают трудности при произнесении слов со звуком Р не только в начале, но и в середине слова.

Игра «Хоровод»:

  • Собираем из данных картинок «хоровод», т. е. каждая последующая картинка должна начинаться с последнего звука преыдущей (рак, корова,  «Аврора», акробат, топоры).
  • Логопед прячет одну из картинок «хоровода». Ребёнок определяет, какая картинка пропала. Подсказкой являются последний звук предыдущей картинки и первый звук

последующей.

8. Звуковой анализ слов.

Работа у доски.  Даны четыре картинки: рак, рыба, рыбка, рыбаки. И даны четыре звуковые схемы.

  • Определить, в каком « домике» «живёт» каждое из данных слов. Вписать в звуковые схемы соответствующие слова.
  • По следам работы у доски собрать эти слова из букв разрезной азбуки.
  • Указать гласные буквы слов. Определить количество слогов в словах. Прошагать каждое слово.
  • С каждым словом составить предложение.

9.   Рассказ по сюжетной картинке «Ромка — рыбак».

10. Домашнее задание: пересказ составленного на занятии текста «Ромка — рыбак».

Нарисовать картинку к тексту.

11. Итог занятия.

Занятие №2

Занятие №3

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Автоматизация звуков:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять