Звук Р в прямых слогах в начале слов
Серия индивидуальных коррекционных занятий, проведённых на этапе автоматизации поставленного звука «Р» в слогах, словах, фразах, небольших текстах
Рудик Алла Валентиновна
Педагог дополнительного образования
(логопед-дефектолог)
ЦДТ «Ново-Переделкино» г. Москвы
Цели:
- автоматизация звука в слогах, словах, фразах, простых небольших текстах;
- развитие фонематического слуха;
- развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
- закрепление понятий «слог», «слово», «предложение» на конкретных примерах;
- развитие психологической базы речи (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) на каждом этапе занятия;
- закрепление умения составлять рассказ по сюжетной картинке.
Оборудование: доска, кассы с буквами разрезной азбуки, звуковые схемы слов, банк предметных картинок, сюжетная картинка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему:
- артикуляция звука Р;
- его характеристики;
- упражнения артикуляционной гимнастики: «лошадка», «индюк», «барабанщик».
3. Развитие фонематического слуха:
- выделение звука Р из ряда звуков: логопед произносит ряд звуков, ребёнок повторяет только звук Р;
- выделение слогов со звуком Р из ряда слогов: логопед произносит ряд слогов, ребёнок повторяет только слоги со звуком Р;
- вспомнить слова со звуком Р
4. Синтез слогов. Память на слоговой ряд.
- Фонетическая ритмика гласных звуков.
- Звук Р «бежит» в гости к гласным. Письмо и чтение прямых слогов. (На доске пишем букву Р. От буквы Р проводим дорожки, на конце которых записываем гласные первого ряда. Читаем получившиеся слоги.)
- По памяти назвать только что написанные пять слогов со звуком Р.
5. Синтез слов. Составление предложений.
Работа у доски:
- Придумать по три слова с каждым из получившихся слогов (кроме слога РЭ):
РА-, РО-, РУ-, РЫ-.
- Физминутка. Игра «Я — слог, ты — слово; я — слово; ты — предложение» (с перекидыванием мяча): логопед задаёт любой из четырёх слогов (см. предыдущий пункт), например, РА. Ребёнок придумывает слово с этим слогом, например, РАДОСТЬ. Логопед повторяет слово ребёнка: РАДОСТЬ. Ребёнок придумывает с этим
словом предложение: РАДОСТЬ К НАМ ПРИХОДИТ В ДОМ.
6. Проверка дом. задания: рассказываем стихотворение «Радость» К. Чуковского,
предварительно проговорив слова со звуком Р, встречающиеся в нём:
РАДОСТЬ
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые – кудрявыми.
Даже мельница – и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
7. Определение первого и последнего звука в слове[1].
[1] Задание предназначено для детей, которые не испытвают трудности при произнесении слов со звуком Р не только в начале, но и в середине слова.
Игра «Хоровод»:
- Собираем из данных картинок «хоровод», т. е. каждая последующая картинка должна начинаться с последнего звука преыдущей (рак, корова, «Аврора», акробат, топоры).
- Логопед прячет одну из картинок «хоровода». Ребёнок определяет, какая картинка пропала. Подсказкой являются последний звук предыдущей картинки и первый звук
последующей.
8. Звуковой анализ слов.
Работа у доски. Даны четыре картинки: рак, рыба, рыбка, рыбаки. И даны четыре звуковые схемы.
- Определить, в каком « домике» «живёт» каждое из данных слов. Вписать в звуковые схемы соответствующие слова.
- По следам работы у доски собрать эти слова из букв разрезной азбуки.
- Указать гласные буквы слов. Определить количество слогов в словах. Прошагать каждое слово.
- С каждым словом составить предложение.
9. Рассказ по сюжетной картинке «Ромка — рыбак».
10. Домашнее задание: пересказ составленного на занятии текста «Ромка — рыбак».
Нарисовать картинку к тексту.
11. Итог занятия.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.