Взаимодействие педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений
Тема: «Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей»
Беседы для родителей
(материал для выступлений на родительских собраниях)
Составила:
учитель-логопед Савельева Е.Н.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 166
«Детский сад комбинированного вида»
Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Цель данной работы:
- оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям ;
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях
1. Речевые нарушения
Проявления речевых нарушений:
– нарушение звукопроизношения;
– нарушение слоговой структуры слов;
– бедный словарный запас, непонимание значений слов;
– неправильное грамматическое оформление высказывания;
– нарушение силы голоса, тембра;
– ускоренный, замедленный темп.
Причины нарушений:
Причинами отклонений от возрастных норм являются органические нарушения (генетика, травмы, гентоксикации, сосудистые заболевания, гипоксии плода, патология беременности, асфиксии в течение родов и т.д.) родов. Повреждение зон головного мозга.
А также функциональные нарушения, возникающие в результате соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействие стрессов, следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми (с матерью). Очень быстрая речь взрослых (взахлеб).
Вывод: Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: коллективное воздействие даст оптимальные результаты при устранение дефектов речи: невропатолог, логопед, дефектолог, сурдолог.
Каково развитие речи ребёнка в 3-4 года? Дети должны рассматривать картинки в книжках, слушать рассказы и сказки (10 мин). Словарный запас 1500 слов. Использует развернутые предложения, совершенствуется грамотный строй, строит полный грамматически оформленные предложения. Поведение регулируется речью. В предложение включают пять – шесть слов.
К 4 годам заканчивается деформирование фонетической стороны речи; что готовит детей к овладению письменной речью.
В вашей группе дети с тяжелой речевой патологией. Им необходимо заниматься в логопедической группе. В сентябре у ребёнка должна быть папка, в которой будут подготовленные отпечатанные тетради а альбом. В течение всего времени занятия ребёнка с логопедом, вы будете систематически выполнять все задания рекомендуемые логопедом. Дважды в году: осенью и весной вы будете посещать невропатолога, принимать необходимые лечение. И ежедневно заниматься на 10 минут – 15 минут с ребенком дома.
Разговаривать с ребёнком нужно не спеша, в уютной обстановке, приучать ребёнка глядеть вам в глаза, на губы. Речь взрослого должна быть неторопливой, гласные в словах пропеваются.
Вы должны постоянно поддерживать контакт с логопедом, посещать занятия логопеда с вашим ребёнком. Учиться, какие требования предъявлять к речи ребёнка дома.
«Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, – ведь это их речь воспринимается, как норма». И абсолютно неприемлемо пренебрежение книгами, их «нечтение». У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе». Произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных. Стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.
Наша с вами задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. Дети с речевой патологией осознают дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, плаксивыми.
В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.
Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Чтобы нам добиваться хороших результатов в подготовке детей к школе, нужно вам понять, что в средней группе мы будем приучать детей трудиться.
Большинство родителей всерьёз полагают, что никто, кроме знающего, но абсолютно постороннего для малыша взрослого, в условиях 30 минутного, жестко регламентированного взаимодействия не сумеет справиться с его речевым недостатком.
Профессиональный отчет дает нам право утверждать обратное.
Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Лишь постоянным, последовательным и адекватным потребностям и способностям ребёнка вмешательство взрослого гарантирует наилучший результат.
Я думаю, если у меня с вами будет тесный контакт, мы справимся со всеми задачи подготовки ребёнка к школе. Как работаю я! Коррекция речевых нарушений происходит в двух основных формах – подгрупповых и индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях производятся постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных у ребёнка звуков. На подгрупповых производится работа по накоплению словаря, работа над лексикой, грамматикой. Развиваются внимание, память, мышление и связная речь.
2. Взаимосвязь в работе логопеда и родителей
В формировании высших психических функций у ребёнка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, речь является базой для развития мышления: обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается после того как пройдут полноценные становления функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария, мозолистого тела.
Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов. У наших детей сильно страдает фонематический слух. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение. Лай собак, сигналы машин, речь людей (звук дождя, шелест листьев, шаги папы и мамы по дому, пение птиц, шелест колёс автомобилей). Это шумовое восприятие формируется в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи. Следует помнить, что у детей 6-7 лет хорошо развиты только («внешняя речь» и, следовательно, «внешнее мышление». Читать и размышлять ему нужно вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя речь» и, следовательно, «внутреннее мышление».
А в школе детей ожидает ещё более сложный процесс – перевод мыслей в письменную речь, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, слуховую, центр слуховых ассоциаций: основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр.
Решение сделать для развития ребёнка всё возможное рождается не сразу, а как результат целенаправленного и порой долгого взаимодействия родителей с логопедом.
Мы не случайно указываем на фактор времени, поскольку существует типичное и весьма оптимистичное бытовое представление о преодолении речевых проблем у ребёнка, которые якобы можно легко устранить при помощи волшебного вмешательства специалистов.
С этой посылки обычно начинается предварительная беседа специалиста с родителями или значимыми взрослыми ребёнка, имеющего трудности в речевом развитии. Некоторые родители недобросовестно относятся к оценке развития ребёнка.
Например, некоторые родители считали, что сведения об их ребёнке каким – то образом влияют на отношение к нему специалиста.
Они пытаются изобразить его более развитым, чем на самом деле. С другой стороны, были мнения о ненужности подобных сведений. «Ведь у ребёнка страдает только речь». Как только родители получали гарантию того, что оценка развития станет отправной точкой коррекционной работы, они начинали вести себя честно и добросовестно.
- Альбомы
- Педантичность, пунктуальность в выполнении заданий.
- Повторы, до полного запоминания.
- Беседы по дороге в детский сад и из детского сада.
- Обсуждение покупок, праздников, посещений культурных мест (театров, цирков, горсада, парков).
Обсуждение с родителями:
«Как прошёл воскресный день».
«Описание осеннего дня, погоды».
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Маме на карандаш:
- Красивые слова о маме
- Домашние задания на лексические темы [Семья, Грибы. Ягоды, Наш город, Осенью Лес]
- Что читать детям для развития речи