Театрализованная деятельность как одно из средств успешного речевого и эмоционального развития дошкольников с ОНР
Галина Шигина,
учитель-логопед,
Е.А.О. г. Биробиджан, детский сад № 44
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт.
Используемые мною в работе приемы, позволяют добиваться положительных результатов в коррекционно-речевом развитии детей-логопатов, максимально реализуя их потенциальные речевые возможности.
Детям со сложным речевым диагнозом, наравне с другими детьми, предоставляется возможность принимать участие в праздниках, читая стихотворения малого объема, порой состоящие из двух- четырех фразовых строк. Но при этом ребенок, которому доверили участвовать в празднике и читать стихи с чувством большой значимости читает текст, участвует в диалоге с взрослым, испытывая положительное эмоциональное состояние от совместного общения. Здесь особенно важно учить детей осмысленно пользоваться речевым материалом в зависимости от ситуации, демонстрировать культуру диалога. Это как нельзя лучше можно реализовать при участии детей в театрализованной деятельности, которая является своеобразным инструментом речевой и психической коррекции. Ведь творческий характер деятельности, реализуемый в театрально-игровых ситуациях, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия успешного коррекционно-речевого развития детей.
По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое, интересное, помогает обнаружить в себе раннее неизведанное, а самое главное дает возможности прикладывать необходимые усилия, которые направлены на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.
Работа, проводимая в этом направлении: разучивание и чтение стихотворений – диалогов, проведение театрализованных игр, постановка театральных сценок, актуальна и важна, так как она направлена на речевое, эмоциональное развитие ребенка и его творческих способностей.
Практический материал:
Стихотворения – диалоги.
Ребенок: Я когда гулять иду,
Нос и щеки берегу.
Потому что Дед Мороз
Любит их щипать до слез.
Дед Мороз: Если я щипать не буду,
С кем тогда играть я буду?
********
Дети : Дед Мороз, ты на диете?
Дед Мороз: А с чего вы взяли дети?
Дети: Да смотри, какой худой.
Жалко нам тебя, родной.
Дед Мороз: Ничего. Отъемся я
У новогоднего стола.
********
1 ребенок: Новый год! Новый год!
Чудный праздник к нам идет.
2 ребенок: Он приходит с елкой,
С ледяною горкой.
3 ребенок: С бабой снежной у ворот.
Вот какой он Новый год!
Дед Мороз: Это все придумал я,
Чтоб потешить вас, друзья.
********
1 ребенок: Говорят, что он седой,
С длинной белой бородой.
2 ребенок: Говорят, он сердится,
Только мне не верится.
3 ребенок: Я ведь так его люблю.
Крепко-крепко обниму.
4 ребенок: Только вот боюсь, друзья.
Вдруг растает от тепла.
Дед Мороз: Что вы, что вы!
От добра, худа не бывает.
А от вашего тепла
Сердце только тает.
Ребенок: Я тебя, Мороз Иванович,
Очень долго ждал.
Целый год об этом
Только и мечтал.
Может быть, со мной сыграешь?
Дед Мороз: А как?
Ребенок: А на коленях покатаешь.
Дед Мороз: Делать нечего, садись!
Ну, поехали, держись!
********
Ребенок: У меня растут года.
Будет мне 17
В Дед Морозы я пойду
Пусть все удивятся.
Дед Мороз: Очень рад я за тебя.
Будет нас с тобою – два.
********
Ребенок: Дед Мороз, ты спишь одетым?
Дед Мороз: А зачем тебе об этом?
Ребенок: Очень валенки твои
Мне понравились,… смотри (шутя, грозит пальчиком)
Дед Мороз: Так я тебе их подарю.
Дай-ка ножку мне свою.
(подает ребенку свой валенок)
Э-э-э, дружок, ты подрасти,
Через годик приходи.
********
Ребенок: Я люблю тебя, Мороз.
Ну, зачем ты щиплешь нос?
Дед Мороз: Ты меня не бойся,
Варежкой укройся.
Дети
(3-4 ребенка): Дед Мороз, ты можешь встать?
Дед Мороз: Могу.
Дети: Руки высоко поднять?
Дед Мороз: Могу
(встает, ребенок подкладывает ему на стул шарик)
Дети: А теперь быстрей садись!
Да смотри, не промахнись!
Дед Мороз: (садится, шарик лопается)
Ну, ребята – шалуны,
Уши, уши береги!
Вот я вас сейчас словлю, (в сторону) Если только догоню.
********
1 ребенок: Дед Мороз, что за дела?
Ты не натуральный.
2 ребенок: Шапка, шуба, борода
От Версачи у тебя.
3 ребенок: А усы то, а усы.
Ой, отклеились,… смотри!
4 ребенок: А мешок твой Зайцев шил?
Куда его ты положил?
ДедМороз: (пытается найти мешок, но его нет),
(к детям шепотом)
Про мешок мой молчите,
Леденцы вот пососите (угощает детей)
********
Ребенок: Милый Дедушка Мороз,
Ты мешок к нам свой принес?
Дед Мороз: Ишь, какой задал вопрос?
Ты что устроил мне допрос?
Ребенок: Просто очень знать хочу:
Я подарок получу?
Дед Мороз: Как же, как же не забыл.
Мой мешок здесь где-то был.
(ищет мешок, ребенок плачет)
Дед Мороз: (гладит его) Ну-ка, ну-ка не реви,
Сядь на валенок, сиди…
Театрализованное представление «Курочка Ряба»
(на новый лад)
Декорации к сказке:
1. Деревянный бревенчатый домик (из картона).
2. Вокруг домика лес.
3. Возле домика забор, будка, сарай.
4. Лавка, русская печь, возле печи дрова, на печи кот.
(Декорации находятся за занавесом) Перед занавесом стоит небольшая ширма, оформленная под дерево с дуплом.
(Звучит сказочная музыка. Выходит бабушка, обращается к зрителям)
Бабушка: Было ль это, не было ль,
Никто теперь не знает.
Если было, то давно.
Никто не помнит ничего.
Мы вам попробуем все рассказать,
Чтоб вас потешить, побаловать, (уходит)
(Открывается дупло, из дупла выглядывает ворона)
Ворона: Кар, кар, кар, прошу не спать.
Сказку будем начинать
Поудобней все садитесь,
И терпеньем запаситесь.
Всем ли видно хорошо?
Ой, не слышу ничего…
А все слышите меня?
Тогда похлопайте друзья!
(Под музыку открывается занавес. Перед домиком на лавочке сидит дед и баба, скучают)
Ворона: На лесной опушке, в старенькой избушке,
Жили-были баба, дед.
Было им уж много лет.
Жилось вдвоем им нелегко,
Одиноко, тяжело.
Им бы сына, или дочь,
Чтобы кто-то мог помочь.
Бедность с ними лишь жила,
Их замучила она.
Дед: (смотрит на свои ноги)
Ой, смотри! Худая пятка
Здесь опять нужна заплатка.
(снимает носок, отдает бабке)
Бабка: Раз заплатка, два заплатка,
Надоело штопать пятки.
Где нам денег раздобыть,
Чтобы новые купить?
Дед: Это для меня загадка,
Я об этом думал бабка.
(дед читает газету, бабка штопает носок, стук в дверь)
Бабка: Слышу, старый, стук я в дверь.
Может это лесной зверь?
Пойди, старый, посмотри, кто стоит там у двери.
Дед: (Держится за спину)
Ой, болит моя спина.
Почему все я, да я?
Бабка: Не ворчи, тебя прошу, Ладно уж, сама схожу.
(Уходит, радостный возглас за дверью)
Вот так гостья к нам пришла!
Проходи, прошу сюда.
(Кудахча, входит курочка Ряба)
Курочка: Куд-кудах-тах-тах} – 2 раза.
Потерялась я в кустах.
Жить меня к себе возьмите,
Пожалейте, приютите.
Дед: (поднимается кряхтя)
Гостью, бабка, в дом зови.
Да чем можешь, накорми.
Бабка: Нет ни крошки у меня,
Мышь доела все вчера.
(Курочка жалобно кудахчет)
Ладно, уж, пущу в сарай.
(выходят на двор, слышен лай собаки)
(Бабка обращается к собаке)
Ну а ты, Дружок, не лай.
(Возвращается к деду)
(Дед читает газету, бабка штопает, влетает муха, жужжит, летает)
Дед: Да отстань, не до тебя.
(Отмахивается от мухи)
Бабка: Новость что ли принесла?
Дед: (хлопает муху газетой, муха падает, лапы к верху)
(Дед разглядывает муху)
Муха: (лежит на спине, дергает лапами, жужжит, встает, улетает)
Дед: Ты поглянька, ожила,
Улетела, ну дела.
Бабка: Я пойду в сарай схожу,
Рябу нашу навещу, (уходит)
Дед: (ложится на лавку)
Ну а я чуток вздремну.
Бабка: (вбегает радостная)
Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Бабка: Да поглянь, что я нашла,
Наша курочка – Рябушка
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла. Какое дело.
Что ты, баба, обалдела?
Бабка: Да яйцо то не простое,
А поглянь-ка – золотое.
Дед: Золотое! В самом деле.
Мы с тобой разбогатеем.
Бабка: Ты пойди, замок запри,
Да Дружка с цепи спусти.
Дед: (уходит, слышен вой собаки)
Ты прости уж, старика,
Нечем угостить тебя.
(Возвращается в дом)
Бабка: (мечтает)
Накуплю себе подарков:
Шубу, шапку, платков ярких…
Бусы, ленточки, сережки,
Еще красные сапожки…
Дед: Да уймись, не тараторь (топает)
И со мною ты не спорь
Все тебе, да все тебе,
Хоть носки купила ль мне.
Бабка: Ой, меня хватил удар.
Старый учинил скандал (держится за голову)
Я хозяйка или нет?
Говори скорей в ответ. (топая, наступает на деда)
Дед: Ой, яйцо то покатилось,
Покатилось и … разбилось.
Дед – Бабка: (вместе)
Ой, лишились мы всего,
Из-за спора твоего
(показывают друг на друга, сели горюют)
Дед: (смотрит поверх очков)
Бабка, бабка, вижу чудо!
Бабка: Да не бреши и так мне худо!
(Хватается за сердце)
Дед: Наша Рябушка идет и, кажись, яйцо несет.
Бабка: (радостно)
Ну-ка, ну-ка, золотое?
Дед: Нет, оно совсем простое.
Бабка: Так зачем ты звал меня?
(топает, наступает на деда)
Дед: Ну вот, опять ты начала…
Курочка – Ряба: Куд-кудах-тах-тах} 2 раза.
Скажи мне, баба,
Скажи мне, дед,
Жить хотите вы без бед?
Бабка – Дед: (вместе)
Да!
Курочка – Ряба: Вот что вам скажу тогда:
В ссоре вечно жить нельзя.
Полно ссорится, друзья.
Улыбнитесь, не сердитесь.
И друг с другом помиритесь.
Слово доброе всегда
Нас хранит от бед и зла.
Бабка: Полно, старый, горевать.
Дед: Давай не будем унывать.
Есть Дружок у нас и Ряба.
Бабка: О них заботится нам надо (гладят собаку и Рябу)
Бабка – Дед: (вместе)
Хорошо, что есть друзья,
Ведь без них никак нельзя.
(Все вместе)
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Хорошо когда на свете,
Весело смеются дети.
(Общий танец «Похлопаем в ладоши»)
(Занавес закрывается).
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: galina_shigina
учитель-логопед, Е.А.О. г.Биробиджан, детский сад № 44
Автор опубликовал 3 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:
- Обучение детей правильной речи[статья+презентация]
- Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов
- Диалоги для развития просодической стороны речи у дошкольников с ОНР