Главная » Логопеду в помощь» Развитие общих речевых и моторных функций

Развитие общих речевых и моторных функций

прислала

Копаева Е.Н.

Учитель-логопед МДОУ №113

Г. Липецк

Развитие общих речевых и моторных функций

 у детей старшего дошкольного возраста

 с ОНР

 Как правило, у детей с ОНР наряду с нарушением речи в той или иной мере нарушены  фонематический слух и восприятие, подвижность органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, темпо-ритмическая сторона речи, способность к изменению силы и высоты голоса, умение изменять интонацию и темп течи, мелкая и общая моторика. Развитие данных видов деятельности выносится логопедами на индивидуальную работу с детьми. Но , как мне представляется возможным , некоторые  разделы работы по перечисленным видам деятельности не только можно, но и нужно вынести на фронтальные (подгрупповые) занятия.

Поскольку с сентября по ноябрь включительно по подгруппам логопедами проводятся только лексико-грамматические занятия(2 в неделю), а в остальное время проводится индивидуальная работа,я предлагаю оптимизировать этот процесс, и проводить наряду с лексико-грамматическими занятиями в первом периоде обучения занятия по развитию общих речевых и моторных функций (2-3 занятия в неделю). Данные конспекты разработаны  для проведения подгрупповых занятий с сентября по ноябрь  в старшей логопедической группе.

Эти занятия имеют определенную структуру:

1. Знакомство с речевым аппаратом.

2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

3. Артикуляционная  и логопедическая гимнастика .

4. Упражнения на развитие речевого дыхания.

5. Работа над голосом.

6. Логоритмические упражнения.

7. Формирование мелкой моторики.

8. Упражнения на развитие координации движений .

9. Развитие графических навыков.

В плане практической деятельности это выглядит следующим образом:

1. На первых трех занятиях мы знакомимся с речевым аппаратом. Используются индивидуальные зеркала.

2. Далее занятия начинаются с упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия – способности   к анализу и синтезу речевых звуков. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и особое место занимает развитие слухового внимания и памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

В занятия я включила следующие виды деятельности:

  • работа с неречевыми звуками;
  • воспроизведение ритмических рисунков;
  • различение звуков по тембру и высоте;
  • различение и воспроизведение звукокомплексов  различных по силе и высоте голоса;
  • различение и воспроизведение изменения характера, тембра, и эмоциональной окраски одного и того же звука;
  • различение одного и того же  звукокомплекса по силе и высоте и воспроизведение его , изменяя голос по силе и высоте;
  • выделение из потока похожих по звучанию слов правильного (нужного) или отличного от остальных;
  • знакомство  с понятием «рифма», учить выбирать одно слово из трех предложенных, подходящее по смыслу, добиваясь рифмы в стихотворении;
  • воспитание умения соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста;

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для мышц:

  • плечевого пояса;
  •  шеи;
  • жевательно- артикуляторных мышц;
  • мимико-артикуляционных;
  • мышц зева и глотки:
  •  мышц мягкого неба;
  • языка;
  • губ и щек.

Проводится перед индивидуальными зеркалами.

4. Упражнения на развитие речевого дыхания

Исходя из положения о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции, об их теснейшем взаимодействии и координации этого взаимодействия корой головного мозга, хочется  более подробно рассмотреть вопросы формирования навыка правильного речевого дыхания и голосообразования. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Ко­личество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межребер­ных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верх­ние отделы грудной клетки, а также плечи практически оста­ются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание по­может собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живо­та и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).  В процессе речи существенно увеличивается функ­циональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько не­обходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказыва­ния (т.е. синтагмы). Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Непра­вильное дыхание приводит к форсированности и неустойчи­вости голоса.

  • формирование диафрагмального дыхания;
  • дифференциация носового и ротового выдоха;
  • формирование диафрагмального дыхания с поочередной вокализацией гласных,
  • упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом;

5.Работа над голосом

Сюда включены упражнения на

  • развитие силы голоса;
  • изменение высоты голоса;
  • умение изменять интонацию;
  • умение передавать эмоциональную окраску;
  • произнесение голосовых упражнений  с соотвестствующим темпом (быстрым, медленным).

6. Логоритмические упражнения

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • ритмические упражнения;

Используется разнообразный стихотворный материал.

7. Формирование мелкой моторики

Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб.Для коррекции  этих нарушений включены следующие задания:

  • пальчиковая гимнастика;
  • игры типа:
  • «собери из спичек»;
  • «выполни фигуру»;
  • «играем на пианино»;
  • «разорви лист по линиям»;
  • «шаловливый котенок» и т.д.

8. Упражнения на развитие координации движений

Несформированность общей (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции.

n  предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость.

Н-р:1- обе руки вверх, 2-правая рука вверх, левая на пояс, 3- обе руки вперед, 4- обе руки вниз.

n  упражнение по методике «Расскажи стихи руками»;

n  упражнение «Выполни фигуру».

9. Развитие графических навыков

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
В работе  используется готовое печатное издание «Готовим руку к письму».

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять