Использование мнемотаблиц и тактильных тренажеров в коррекции нарушений речи
Лицманенко Н.Н., учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МДОУ № 54 г. Армавира
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.
Уже не является дискуссионным тот факт, что дети с разными учебными стилями отличаются и характером восприятия информации, и типом общения, и предпочитаемыми видами деятельности, что индивидуум постигает мир, прежде всего в той репрезентативной схеме, которая у него более всего развита. Если первичная репрезентативная система визуальна, мир познается в картинах, и оптический канал поступления информации наиболее адекватен (если этой системой является кинестетика – в ощущениях, если аудирование – в звуках).
Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти, когда еще не достаточно развито мышление.
Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различный приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.
Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, – забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.
Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильные тренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.
«ОСЕНЬ»
1. Мнемотаблицы и мнемодорожки по временам года, с помощью которых дети составляют свои рассказы:
2. Индивидуальные мнемотаблицы для формирования артикуляционного праксиса.
Для этой цели в речевых тренажерах специально предусмотрены зеркала.
3. Вращающиеся тактильные круги.
«ВЕСНА»
Круг разделен на сектора, все сектора разные на ощупь с различным природным материалом (скорлупа яиц, спички и гвоздики, кора и почки деревьев, перья, нитки и шнурки, тонкие веточки и т.д.). Все материалы сочетаются с каждым временем года.
«ЛЕТО»
«ОСЕНЬ»
Использование мнемотаблиц и тактильных тренажёров в течение ряда лет обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:
- с помощью условных обозначений на мнемодорожках и мнемотаблицах расширяются знания о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;
- развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
- формируется артикуляционный праксис;
- развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
- значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков;
- воспитывается у детей любовь к природе.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Лицманенко Наталья Николаевна
учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ № 54 г. Армавира
Автор опубликовал 1 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:
- Использование приёмов самомассажа в практике учителя-логопеда
- Алгоритм взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребенка со сложной структурой речевого дефекта
- Рассказы по картине
Здравствуйте, Екатерина!
Я отправила Вам свою статью, скажите пожалуйста вы её получили?
с УВАЖЕНИЕМ ИРИНА
А каковы причины увеличения числа патологий? В этом направлении есть какие-то шаги?
Или на нашу долю выпадает только исправлять то, что имеем в силу, например, экологии и т. п.?