Главная » Конспекты логопедических занятий» Конспект занятия по развитию речи Зима

Конспект занятия по развитию речи Зима

Занятие по развитию речи – Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»

Подготовила

Васюкова Анастасия

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».
(подготовительная к школе группа детей с ОНР)

Цели:
– активизация словаря по теме;
– учить составлять рассказ по сюжетной картине;
– учить образовывать родственные слова;
– учить образовывать существительные от прилагательных;
– учить распространять предложения прилагательными;
– развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, дыхание, мышление.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Игра «4 лишний»:

На мольберт выставляется 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Дети определяют лишнюю картинку. Логопед отмечает, что речь сегодня пойдет именно о зиме.

2. Введение в тему.

Логопед:
– ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо. (Показывает конверт. Дети (если умеют) читают, кому адресовано письмо и откуда оно пришло. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Почемучка). Давайте прочитаем:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Почемучка. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш дуг Почемучка.

Логопед:

– ну, что, ребята, расскажем Почемучке о зиме? Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

Сказка: жил-был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром, потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно.(язычок тянется к носу, к подбородку, к левой щеке, к правой щеке). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать – с двери, с крыши (упражнение «Маляр», «Вкусное варенье»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка»), скушал бублик и лег отдыхать (упражнение «Накажи непослушный язычок»).

3. Беседа о зиме.

Логопед:
– Ну, вот, наш язычок тоже готов рассказывать о зиме.
– Ребята, а что такое зима?
– А сколько у зимы месяцев?
– А с какого месяца зима начинается? А заканчивается каким месяцем? А какой посередине?
– Назовите приметы зимы.
– Какая погода бывает зимой?
– Как живут звери зимой?
– А птицы?
– Чем мы можем помочь птицам?
– За что мы любим зиму?

4. Игра с мячом.

Логопед:
-Дети, давайте поиграем и расскажем Почемучке, что если днем идет снег, то он называется снежным. Логопед кидает мяч детям по очереди и задает вопросы, дети отвечают и возвращают мяч.
Если мороз –                            если снег идет в декабре –
Если ветер –                            в январе –
Если холод –                            в феврале –
Если солнце –                           если идет дождь –

5. Слова-родственники.

Логопед:
– У нас в русском языке есть слова-родственники. Расскажем почемучке, какие слова-родственники есть у зимы, а у снега?

6. Передача мяча.

Логопед:
– А какая бывает зима? Давайте расскажем Почемучке и поможет нам в этом волшебный мячик. Вы берете мячик, называет одно слово, какая может быть зима и передаете его другому ребенку. Например, зима снежная, пушистая и т.д.
– А какой снег?
– А что зимой делают люди?
– А птицы?

7. Физминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)

8.Картина.

Логопед выставляет картину и сообщает:
-Ребята, по этой картинке мы расскажем Почемучке о зиме. А помогут нам маленькие картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно. Логопед дает образец рассказа с одновременным выставлением предметных картинок.

Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья стояли голые, а теперь они укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее – мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Птичкам очень холодно и голодно – ведь корм под снегом, но дети сделали кормушку и насыпали им зернышек и теперь синички и снегири клюют зерна. Зимой много развлечений. Мальчики катаются на коньках по замерзшему пруду. А один из них упал – наверное, еще плохо умеет кататься. Другие дети катаются на санках и лепят снеговика. Детям очень весело зимой! (на те слова, которые подчеркнуты, выставляются придметные картинки)

9. Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.

Логопед:
– Катя, теперь ты расскажи о зиме. Тебе помогут маленькие картинки. Не забывай, что Почемучка ничего не знает о зиме и ему всегда надо говорить, какая зима, какой снег… (2 ребенка составляют рассказы)

10. Игра «Снежинки и ветерок»
Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.

11. Самостоятельное рассказывание без опоры на картинки.

Логопед:
– Коля, мы уже дети взрослые и ты попробуешь рассказать о зиме без помощников-картинок. (2 человека составляют рассказы)

12. Пальчиковая игра.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

13. Что перепутал художник? Небылица.

Логопед:
– А еще Почемучка прислал нам картинку. Ее нарисовал их африканский художник. Посмотрите, правильно ли он все нарисовал? (дети называют ошибки художника)

14. Итог занятия.

Логопед:
– Вот мы и рассказали Почемучке о зиме. А теперь я предлагаю выбрать самый лучший рассказ – тот, который мы напишем в письме Почемучке. Подарите вот эту снежинку тому ребенку, чей рассказ считаете лучшим.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос