Главная » Конспекты логопедических занятий» Конспект по грамоте. Дифференциация звуков Ш-Ж

Конспект по грамоте. Дифференциация звуков Ш-Ж

Тема: Звуки (ш-ж)

Группа: ОНР 3 уровня

Цели:

– дифференциация звуков по теме в различных речевых структурах;

– расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Профессии»;

– формирование грамматического строя речи через закрепление косвенных падежных форм, сравнение Р.и Т.п

– формирование связной речи в ходе чтения, анализа и дополнения  описательного текста с опорой на план и слова.

Оборудование:

  1. Профили артикуляции.
  2. Схема структуры речи.
  3. Опорные картинки для характеристики звуков.
  4. Предметные картинки по лексической теме.
  5. Деформированный текст.
  6. План пересказа.
  7. Слоговые и словарные таблички.

Структура и ход занятия:

  1. Организационный момент.

– Упражнения направленные на формирование речевого дыхания:

1. Объем речевого вдоха и выдоха – «шарик», «гармошка»

2. Сила выдоха – «задуем свечку»

2. Звукопроизношение и ФФП

А. Актуализация знаний о структуре речи и особенностях парных согласных:

– Рассмотрите схему, заполните пропуски в правилах.

– подпишите буквы в таблицах, объясните (это парные согласные)

– Чем отличаются пары согласных при произношении? (Один звук звонкий, другой глухой, один звук произносится с голосом, а второй без голоса)

Б. Развитие звукопроизношения, ФФП и определение темы занятия.

– Прослушайте слова, определите, какие звуки мы будем различать.

ШИЛО  ЖИЛА ЖИВОТ ШИВОРОТ  ШУБА ЖАБА

– Прослушайте слова и запишите только одну букву по теме занятия.

ЕЖИ МЫШИ КАМЫШИ НОЖИ АБАЖУР ВЕШАЛКА КОШКА КРУЖИТ  ЛУЖОК  СЛУШАЕТ  ПОЖАР  КОЖУРА

– В какой части слова стояли звуки? (В середине)

– Посмотрите на схему, вспомните артикуляционный уклад и характеристику звуков.

(Губы в форме  рупора, язык поднят вверх, боковые края языка прижаты к боковым зубам, в форме широкой чашечки)

–  Звук (ш) глухой всегда твердый согласный.

– Звук (ж) – звонкий всегда твердый согласный)

Артикуляционная гимнастика, выполнение упражнений, направленных на удерживание верхней позиции языка.

«Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Покрасим небо», «Широкая чашечка»

В. Упражнения в произношении и актуализация представлений об антонимах.

– Упражнения в произношении в слогах и выполнение голосовых и дикционных упражнений.

Прочитай слоги по схемам. Произноси тише – громче.

Соблюдай знаки интонации.

жа-ша              ажа-аша-ажа       уши-ужи

жу-шу              ушу-ужу-ушу      жаль-шаль

жо-шо              ижи-иши-ижи     жар-шар

жи-ши            ижа-иша-ижу      жарь-шаль

ажла-ашла – ужла-ишла?

Шта-што-жту !

Иш-ыш-аш?  жи-ши-жа

Ушу-ужу-ушу – ужу…

Жа-ша-жа    ижи-иши-ижи

жна-шну-жны   ошло-ождо-ужди

– Прочитай слова. Подбери антонимы.

– Какие слова называют «антонимы» (Слова противоположные по смыслу)

УЖЕ –                        СВЕЖИЙ –            УСТОЙЧИВЫЙ –

ВЫШЕ –                     ЩЕДРЫЙ –            ДРУЖБА –

БЛИЖЕ –                    МЯГЧЕ –                 МЕЛЬЧЕ –

ЧАЩЕ –                       ГРУБЫЙ –

(ШИРЕ, НИЖЕ, ДАЛЬШЕ, РЕЖЕ, ДУШНЫЙ, ЖАДНЫЙ, ЖЕСТЧЕ, ВЕЖЛИВЫЙ, ШАТКИЙ, ВРАЖДА, ГЛУБЖЕ)

3. Развитие словаря.

А. Упражнения в различении звуков в словах и выделении словаря по содержанию.

– Прочитайте слова, определите пропущенные буквы.

…АХТЕР, ПО…АРНЫЙ,  …ОНГЛЁР, МА…ИНИСТ, МОНТА…НИК, …ВЕЯ, САПО…НИК, …ОФЕР, ДЕ…УРНЫЙ, ХУДО…НИК, …УРНАЛИСТ.

– Назови  одним словом.

– прочитай слова, вставь буквы там, где необходимо.

МА..ИНА, …ИЛО, ЦИРК, ПО…АР, ОДЕ…ДА, ПЕЙЗА…И, ПОЕЗД, БИЛЕТЫ, ГАЗЕТА,

4. Развитие грамматического строя речи.

– Подбери слова из первого столбика к словам из второго.

– Составь сочетания слов по образцу.

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?)

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?)

– Прочитай карточку. Это предложения? Почему? (Нет, так как слова не связаны грамматически)

– Поставь слова по порядку и составь предложения.

ДОБЫВАТЬ  УГОЛЬ ШАХТЕР

ПИСАТЬ ПЕЙЗАЖИ ХУДОЖНИК

ПОВАР НОЖ РЕЗАТЬ ПИРОЖОК

ШВЕЯ ШИТЬ ОДЕЖДА ШЕЛК ИЗ

ДЕЖУРНЫЙ ПРОВЕРЯТЬ БИЛЕТ ВХОДНОЙ

ШОФЕР МАШИНА  ВЕСТИ

ЖУРНАЛИСТ ПИСАТЬ СТАТЬЯ ГАЗЕТА В

САПОЖНИК  ШИТЬ САПОЖОК ШИЛО

ПОЖАР ТУШИТЬ ПОЖАРНЫЙ

ПОЕЗД МАШИНИСТ ВЕСТИ

ЖОНГЛЕР ЦИРК В ВЫСТУПАТЬ

5. Развитие связной речи.

– Рассмотри план рассказа по картинкам.

– Расскажи о профессии. Используй слова на карточках

1. Название.

2. Что делает.

3. Какие инструменты или приспособления использует.

4. В каком месте работает.

А. САПОЖНИК, ШИТЬ, ОБУВЬ, ШИЛО, ДРАТВА, САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ОБУВНАЯ ФАБРИКА.

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ, НИТКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, АТЕЛЬЕ, ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА.

6. Домашнее задание.

Читай словосочетания и предложения в карточках.

Вставь пропущенные буквы.

7. Организационное окончание занятия.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, а также заполняя и отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять