Конспект по автоматизации звука Л
Тема: Звук (л)
Этап: автоматизация в словосочетаниях.
Речевое заключение: ОНР 3 уровня, специфическое расстройство чтения и письма.
Цели:
– автоматизация звукопроизношения по теме занятия;
– формирование ФФП через синтез слов из слогов и букв;
– активизация и расширение словаря по теме «Зимующие птицы», развитие мышления в ходе выделения словаря;
– формирование грамматического строя речи через закрепление и сравнение форм Р.п. и Т.п.имен существительных;
– развитие связной речи через составление предложений с элементами описания;
– развитие навыка чтения на материале слоговых таблиц и предложений.
Оборудование: профиль артикуляции, схемы выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений, слоговые и словарные таблицы, таблицы для чтения (по Лалаевой), предметные картинки, опорные слова и схема для составления описаний, индивидуальная карточка с деформированными словосочетаниями.
Структура и ход занятия.
1. Организационный момент.
– Здравствуй, садись, пожалуйста, приготовься в речи.
(Спина расслаблена, свободно опирается на спинку стула, плечи опущены и не напряжены)
2. Подготовительный этап
А. Актуализация правил речи и речевого дыхания.
– Отвечай на мои вопросы, говори не спеша, сначала подумай, отвечай полными предложениями.
– Какая бывает речь? (Устная и письменная)
– Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений)
– Как произносятся слова в предложении? (Слова в предложении произносятся слитно)
– Как делают вдох и выдох? (Вдох делают через нос, а выдох через рот)
– Выполни дыхательные упражнения по схемам
«Гармошка», «Шарик», «Лесоруб»
1. «Гармошка»
(Ладони рук фиксируют края нижних ребер, локти чуть приподняты, вдох производится через нос (1-2-3), руками ощущается раздвижение ребер, выдох через рот – плавный и длительный на счет 1-2-3)
2. «Шарик»
(Ладонь руки фиксирует край грудины, вдох производится через нос, (1), выдох через рот – плавный и длительный на счет 1-2-3)
3. «Погреем ладошки»
(Ладони рук фиксируются у рта в форме рупора, вдох производится через нос на счет 1, выдох через рот – порциями на счет 1-2-3, 1-2-3-4-5, воздушная струя тёплая)
4. «Лесоруб»
(Руки, сомкнутые в замок, поднимаются над головой во время вдоха, вдох производится через нос на счет 1, выдох через рот – порциями на счет 1-2-3, 1-2-3-4-5, сопровождаются наклонами туловища)
Каждое упражнение выполняется от 3 до 5 раз.
Б. Уточнение артикуляционного уклада и характеристики звука, развитие навыка чтения на материале слогов и слов.
– Какой звук мы учимся произносить? (Звук л)
– Назови характеристику звука (Согласный, твердый, звонкий, непарный)
– Как работают губы и язык. (Губы в форме следующего гласного, язык поднят вверх в форме узкой чашечки)
– Выполним упражнения для губ и языка.
«Лопаточка», «Почистим верхние зубки», «Иголочка», «Узкая чашечка», «Пароход»
– Прочитай слоги и слова, следи за правильным произношением звука.
СЛО СЛО СЛУ СЛА СЛЫ
СЛОМ СЛОН СЛУШ СЛАЛ СЛЫШ
СЛОМА СЛОНИ СЛУШАЛ СЛАЛОМ СЛЫШУ
СЛОМАЛ СЛОНИХА СЛУШАЛА СЛАЛОМИСТ СЛЫШНО
СЛОМАЛА СЛОНЕНОК СЛЫШНЫЙ
УСЛЫШАННЫЙ
3. Автоматизация звукопроизношения и развитие словаря.
А. Упражнения в классификации и выделении словаря.
– Прочитай ряды слов в карточке, определи «лишнее» слово в каждом ряду, объясни, почему ты так думаешь.
Тарелка, вилка, лопата, кастрюля (посуда – инструмент)
Ластик, стол, пенал, альбом (учебные принадлежности – мебель)
Стол, стул, полка, игла (мебель – инструменты)
Молоток, вилы, игла, голубь (инструменты – птица)
Голубь, иволга, соловей, ласточка (перелетные – зимующие)
Орел, сокол, оляпка, беркут (хищные – насекомоядные)
Голова, шерсть, крыло, лапа (части тела птиц – признак млекопитающего)
Б. Введение нового словаря.
– Посмотри на картинки, прочитай названия, определи:
– Как называют птицу, которая ползает по стволу дерева?
– Как называют птицу, которая поет как свирель?
(поползень, свиристель)
– Прочитай слоги, составь слова из слогов, назови полученные слова одним словом или словосочетанием.
ЛУБЬ-ГО
СИ-ЦА-НИ
КА- СО-РО
СВИ-ТЕЛЬ-РИС
ПОЛ-ПО-ЗЕНЬ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
– Выдели первый звук в словах на картинках, назови слово, полученное из звуков.
КЛЕЩИ – ЛЕНТА – ЁЛКА – СТОЛ – ТОПОР.
(КЛЁСТ)
– Прочитай еще раз новые названия зимующих птиц, запиши в тетрадь.
4. Развитие грамматического строя речи и активизация словаря.
А. Образование формы родительного падежа
– Рассмотри схему и назови части тела птицы по образцу.
ЛАПЫ СВИРИСТЕЛЯ- ЛАПЫ ПОПОЛЗНЯ- ЛАПЫ КЛЕСТА
КРЫЛО КЛЕСТА- КРЫЛО ПОПОЛЗНЯ- КРЫЛО СВИРИСТЕЛЯ
ГЛАЗ ПОПОЛЗНЯ- ГЛАЗ ПОПОЛЗНЯ- ГЛАЗ КЛЕСТА
ТУЛОВИЩЕ КЛЕСТА- ТУЛОВИЩЕ ПОПОЛЗНЯ- ТУЛОВИЩЕ СВИРИСТЕЛЯ
КЛЮВ СВИРИСТЕЛЯ- КЛЮВ ПОПОЛЗНЯ- КЛЮВ КЛЕСТА
Б. Образование формы Т.п.
– Назови зимующих птиц и покажи на картинках еще раз.
– Прочитай предложения и закончи по образцу.
Туловище поползня зеленое – с зеленым туловищем.
Лапы поползня короткие – с короткими лапами.
Клюв поползня тонкий – с тонким клювом.
Клюв поползня длинный – с длинным клювом.
Крылья поползня короткие – с короткими крыльями.
5. Развитие связной речи и навыка чтения, закрепление грамматических конструкций.
А. Формирование навыка чтения.
– Прочитай предложение по частям, делай правильный вдох, следи за правильным чтением окончаний в каждой строке.
Холодно
Холодно зимой
Холодно зимой в снежном
Холодно зимой в снежном лесу,
Холодно зимой в снежном лесу, только
Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают
Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают по веткам
Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают по веткам клесты,
Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают по веткам клесты, попискивают
Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают по веткам клесты, попискивают поползни Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают по веткам клесты, попискивают поползни и иногда
Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают по веткам клесты, попискивают поползни и иногда поют
Холодно зимой в снежном лесу, только прыгают по веткам клесты, попискивают поползни и иногда поют свиристели.
Б. Развитие самостоятельной связной речи.
– Рассмотри картинку «Поползень», вспомни все, о чем мы говорили на занятии.
– Прочитай карточку. Можно ли назвать это текстом? Почему? (Это не текст, так как предложения не связаны друг с другом грамматически)
– Прочитай текст правильно.
Поползень – (зимующий) птица.
Поползень с (зеленый небольшой) туловищем, с (короткий цепкий) лапками, с (длинный и тонкий) клювом.
Питается птица насекомыми, но в (теплый) край не улетает. Он находит себе пищу и зимой.
Поползень цепляется лапками за стволы деревьев и ловко достает тонким клювом жучков из-под коры.
Ответь на вопросы.
– О ком ты прочитала?
– Чем питается поползень?
– Как он добывает пищу зимой?
6. Домашнее задание:
– выполняй артикуляционные упражнения, следи за произношением звука;
– выучи новые названия птиц и стихотворение.
На заснеженной рябине
Раздалась красиво трель.
Это в гости прилетел к нам
Яркий редкий свиристель.
7. Организационное окончание занятия.
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Автоматизация звуков:
- Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР
- Картотека заданий по дифференциации звуков [с]-[ш]
- Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]