Конспект логопедического занятия по лексической теме “Деревья”
Логопедическое занятие лексическая тема : «Деревья»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать слуховое внимание и память , артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия:
I. Сядет тот кто назовёт- какая осенью бывает погода?( холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
II.1. Чтение стихотворения
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? ( о дереве.)
2. Беседа о деревьях
— Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
4.Общая артикуляционная гимнастика( см. картотеку)
5. Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
6. Подбор слов-признаков
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
— Лист березы …
— Лист липы …
— Лист тополя …
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
8.Дидактическая игра «Скажи ласково»
(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)
9. Штриховка
III. Итог занятия
Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались интересными? Оценка детей.
Автор: Пермякова Татьяна
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект логопедического занятия «ЗВУКИ И БУКВЫ»
- Конспект занятия звук [Ж]
- Конспект логопедического занятия звук «Ж»
Татьяна, здравствуйте.
у меня к Вам вопрос. Ваше занятие включает в себя активизацию словаря по теме и несколько грамматических задач. А почему нет основной грамматической темы, которая дается на основе лексической? насколько я знаю, в заглавную тему конспекта выносится именно она, с указанием- на основе какой лексической темы отрабатывается грамматическая. или я не права? буду очень рада ответу. спасибо.
В разных д/садах по-разному принято писать конспекты. Общих, единых требований не существует. Я тоже пишу лексическую тему, как основную, т.к. это занятие по лексике, а на основе лексики и отрабатывается грамматика. К тому же какая грамматическая тема будет на 1 занятии в старшей группе у детей с первым годом обучения? Основная тема будет лексическая, а грамматические задачи формируются на ее материале.
если брать детей первого года обучения, то к примеру такие задачи по идее поставлены быть не могут- “образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов” – целых четыре грамматических момента на начало года, что им должно быть сложно. помню нам еще в институте вколачивали, что лексика – это воспитательское занятие, а логопед должен отрабатывать грамматику, конечно же на данной лексической теме.
я не утверждаю ничего, просто давно этот вопрос интересует, слышу разные мнения, хотелось обсудить=)
Я думаю. что все пишут как хотят и кого как учили. Логопеды работают по лексическим темам и прежде всего указывается лексическая тема, на которой и отрабатывается грамматический материал.
здравствуйте. я считаю, что конспект составлен удачно, и грамматического материала на первый год обучения предостаточно. обязательно возьму в свою копилку. спасибо
Здравствуйте! Согласна с Екатериной полностью!!! Коррекционное логопедическое занятие тем и отличается от занятия воспитателя, что в тему выносится грамматика!!! На занятие берётся ОДНА грамматическая тема. В процессе отработки грамматических категорий формируется лексика. Вспомните, как мы изучаем русский язык в школе, как мы изучаем иностранный язык. Если брать несколько грамматических тем, то в голове получим “кашу”. Несколько грамматических категорий можно закреплять на ИТОГОВЫХ занятиях или на занятиях по развитию речи воспитателя с детьми, не имеющих проблем с речевым развитием. Допустимо брать лексическую тему в младшей или средней группе на занятиях с детьми, которые практически не говорят.(чтобы накопить словарь). А если все начнут писать “как хотят”, то зачем вообще нужны логопеды? Получается, что занятие по развитию и коррекции речи с успехом могут проводить воспитатели. Спасибо.