Конспект логопедического занятия «ЗВУКИ И БУКВЫ»
Задачи работы:
- Закрепить знание гласных звуков.
- Формировать понятие гласный звук.
- Закрепить зрительные образы гласных букв.
- Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».
- Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
Демонстрационный материал: Карточки с гласными звуками и буквами, полоски липучки.
Ход занятия:
– Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый серьезный.
(Логопед сопровождает свой рассказ выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).
– Кто мне покажет звук «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». (Показ детей).
– Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко:
– А, У, О, И, Э, Ы.
И низко:
– А, У, О, И, Э, Ы.
– Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поет вместе с детьми, поднимая руку вверх).
– Молодцы, а теперь споем низко. (Дети поют низко, а логопед поет вместе с детьми, опуская руку вниз).
– Умели они петь не только по одному, но и парами:
АУ, ОИ, ЭЫ.
– По трое: АУО, ИЭЫ.
– И хором: АУОИЭЫ.
– Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).
– Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки.
– Как стали называть звуки? (гласными).
– Какого цвета стали все звуки? (красного цвета).
Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали да и начали дома мастерить.
– А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался очень доволен (логопед выкладывает из липучек на панно букву «И»).
Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
– О увидело колесо, оно ему и подошло(логопед выкладывает из липучек на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.
– Света, найди домики звуков [О, Э]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
– У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает из липучек на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед выкладывает из липучек на панно букву «Ы»).
– Катя, найди домики звуков У, Ы.
– Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.
– Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).
– Верно, у звука А – домик-буква А.
– Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).
– У звука У – домик-буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).
– У звука О – буква О.
– Кто ещё хотел бы показать нам букву?
– У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).
– У звука Э – буква Э (ребёнок показывает букву).
– У звука Ы – буква Ы (показ буквы).
– С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.
– Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву [А]. Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы!
(Поочерёдно логопед вместе с детьми прописывает все буквы).
– О чем вы услышали сегодня сказку? (О звуках и буквах).
– О каких звуках? (Ответы детей).
– Все ли звуки нашли себе дом? (Ответы детей).
– Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)
– Как называются дома звуков? (буквы)
– Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Логопед подводит итог занятия.
Васильева Наталья
_____________________________________________________________________________________________
Подпишись на получение логопедических занятий по электронной почте или RSS.
Есть желание поделиться опытом? Присылайте материалы по адресу: admin[@]logolife.ru
Мы их опубликуем на сайте!
Рекомендую прочесть:
|
|
|
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект занятия звук [Ж]
- Конспект логопедического занятия звук «Ж»
- Конспект индивидуального занятия звук [Ж]
Здравствуйте , мне очень понравился Ваш конспект занятий про гласные звуки, а про согласные есть такой же? Заранее благодарю.
@Анна: Добрый день, Анна! Спасибо за отзыв. Про согласные буквы пока нет, но планирую к публикации.
очень эмоционально яркое и динамичное занятие. так держать. отлично!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо, Яна! Мы стараемся и ваши отзывы для нас важны! 🙂
Как здорово, что я работаю с замечательным человечком, который написал эту книжку про звуки!!! Всегда можно быстро получить грамотные рекомендации!!!
Это всегда хорошо! =)
здорово!!! спасибо за конспект, надо взять на заметку!=)
Пожалуйста! Скоро выйдет еще множество конспектов =)
Супер так легко и доступно смогу я без педагогического образования пояснить своему ребенку, что звуки такие веселые, разные. Большое Вам спасибо за ваши конспекты!!!
Да вот как пояснить ребенку, согласную и гласную надо читать слитно?
Мы с ним звуки А, У, О, И; М, Х , К прошли, но как только увидит туже гласную с другой согласной сразу же теряется, не знаю как быть…..
Сначала научите ребёнка сливать согласный и гласный ЗВУКИ в слитный слог, например, звук М и звук А в слог МА. Говорите так, : звук М ПОЁТ звук А. Можете в этот момент беззвучно проартикулировать этот слог, помогая ребёнку освоить слияние согласного с гласным. Если это будет получаться на звуковом уровне, переходите к буквам. Слог МА: продсказывайте так же, буква М ПОЁТ букву А и в этот момент ваш пелец движется под буквами от М к А. Таким образом, побуждаете ребёнка прочитать буквы СЛИТНО, как бы связав голосовой верёвочкой. побольше вариантов!!! Удачи!
@Анна:
Про согласные пока такого конспекта нет, но видимо, придется разработать.
Сначала ребенку нужно хорошо усвоить согласные буквы. Можно их складывать из палочек, лепить, рисовать, учить про них стихи. например: У меня про букву Н вдруг сложилась песенка: ннн ннн получилась лесенка. Читать начинайте гласный+гласный (АУ, УА, ИА), затем обратные слоги (АМ, ОХ, УХ, ИХ, ИМ, УМ) и только потом прямые слоги (МА, МО, МУ). Очень хорошо подходит для обучения чтению букварь Жуковой. Там как раз показана дорожка от буквы к букве, по которой бежит человечек и ребенку легче усваивать сложный процесс чтения.
Конспект по согласным звукам и буквам разрабатывайте, но СВОЙ.
Елена, мои разработки почти все на этом сайте.
Конспекты, пособия и статьи присланные пользователями так же размещены на сайте. Обратите внимание на имя автора после этого конспекта.
Мы стараемся чтобы материалы размещенные на сайте были уникальными, но если авторы сочтут нужным в своих работах использовать наработки других, усовершенствовать их, дополнить, преподнести по своему – они имеют на это право. =)
Екатерина! ВСЁ-то хорошо, да не очень. Вы специально или совсем не ведаете то , о чём пишите в заголовках, заданиях, комментариях. Цитирую Вас, выделения мои: “Скороговорки для ПОСТАНОВКИ(?) звуков” ЭТО КАК? “Стихи для АВТОМАТИЗАЦИИ (?) звуков Ж-З”. ЭТО КАК? “Сначала ребенку нужно хорошо усвоить согласные ЗВУКИ. Можно их СКЛАДЫВАТЬ ИЗ ПАЛОЧЕК, ЛЕПИТЬ, рисовать …” ЭТО КАК? П-та, объясните! Может меня не так учили в своё время, или сейчас не требуется думать перед тем как берёшься за такое серьёзное дело как консультировать тех, кто в этом не разбирается , но очень нуждается?
Очень грубо и неэтично. Спасибо за ошибку по поводу “звуки из палочек”, это я ошиблась при написании и не заметила. Сейчас исправили, благодаря вам. Скороговорки не для постановки звуков, а всего лишь размещены в этом разделе. Это была одна из первых публикаций в начале работы сайта. Чем не понравились стихи для автоматизации звуков “Ж-З”? Возможно, надо написать для дифференциации? Присылайте свой материал на сайт – почитаем и разместим.