Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) Звук Х
Тема: Звук «Х». Части тела.
Цель: Познакомить детей со звуком «Х», закрепить части тела.
Задачи:
Коррекционные:
Формировать речевое дыхание, артикуляционную, мелкую (использование мяча-ёжика) и общую моторику.
Развивающие:
- Закреплять навыки выделения нужного звука из слов, чёткое проговаривать (в слогах, в словах, в предложениях), запоминать и называть слова.
- Закреплять умение строить диалог.
- Активизировать словарь через введение прилагательных и глаголов.
- Развивать умение соотносить речь и движения (стихи, потешки, хоровод).
Воспитательные:
- Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству.
- Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, песни, танцы, народные костюмы и окружающие предметы.
Оборудование:
- Предметные картинки со звуком «Х» (хомяк, хобот, хвост, муха, яхта, петух, ухо, пух, мох, кухня). Картинки с изображением хвостов животных (собачий, лисий, заячий, кошачий, волчий, медвежий, львиный, беличий, лошадиный, козий).
- Трафареты, листы бумаги, карандаши, мяч-ёжик, сундучок.
Ход занятия:
Организационный момент
- (Дети в русских народных костюмах заходят в зал, становятся полукругом).
Логопед: Как вы нарядно одеты! Девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Вы собрались в гости? а к кому?
Дети: К Хозяюшке!
Логопед: Когда мы идём в гости, о чем надо помнить?
Дети: Быть нарядными, улыбаться, дарить хорошее настроение и подарки!
Логопед: Правильно, подарки! Мы с вами сейчас давайте в подарок надуем большие шары.
Гимнастика на дыхание. (Дети выполняют движения руками, имитируют надувание шаров).
Логопед:
Эй, мышонок, посмотри Надуваем быстро шарик
Надуваем мы шары: Он становится большой!
Синий, красный, голубой! Вдруг, шар лопнул – воздух вышел
Выбирай себе любой! Стал он тонкий и худой.
Молодцы ребята, хорошие у вас шары получились! Посмотрите на полянку, что это такое?
Дети: Волшебный сундучок!
Логопед: Хотите узнать откуда он взялся и что в нём спрятано? Это сундучок от Хозяюшки, а в нём волшебные картинки и мячик. Нужно угадать какой один и тот же звук встречается в словах (логопед показывает и называет по очереди картинки голосом выделяя звук «Х»).
Дети угадывают звук.
Произношение звука «Х»:
А) хором
Б) по одному
В) характеристика звука «Х»
Г) автоматизация звука «Х» в слогах
Логопед: Правильно, это звук «Х». А как наш язычок его произносит, давайте посмотрим в зеркале. Где находится язычок? Язычок смотрит вниз. Что происходит с зубами и ртом? (Губы улыбаются, а рот приоткрыт).
Дети произносят звук по очереди, а затем все вместе, зрительно контролируя артикуляцию.
Логопед: Ребята, звук «Х» — гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Логопед: Что будет, если соединить согласный звук «Х» с гласными звуками «А», «О», «У».
Дети: Сочетание «ХА», «ХО», «ХУ».
Логопед: Чтобы лучше запомнить сочетания мы под музыку их прохлопаем. Сначала четыре раза тихо, а на пятый – громко. А потом наоборот.
Логопед: Интересное задание для вас Хозяюшка приготовила. Теперь можно в путь собираться. Какое сейчас время года? Что нужно одеть, мы же пойдём в лес по сугробам.
( Дети называют время года, зимнюю одежду, говорят и показывают).
Логопед: Ребята, на что похож снег?
Дети: На пух!
Под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение.
Белый пух, снежный пух,
Всё, всё, всё в пуху вокруг
Пух на шапках, пух на шубках,
Пух на бровках, пух на губках.
Как щекотно ух!
А что щекочет – пух!
Логопед: Ребята, мы, наверное, с вами заблудились, здесь какие-то кочки. Попробуем их перепрыгнуть. А домик Хозяюшки в другой стороне? Посмотрите, где он стоит?
Дети перепрыгивают в сторону домика.
- Около домика их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.
Хозяюшка: Здравствуйте мои любезные, вы шли издалека? Что нового увидели, расскажите последние новости?
Развитие диалогической речи.
( Дети становятся в круг, разбиваются на пары, говорят и показывают).
– На улице две курицы – Ослик, ослик,
С петухом дерутся Где твой хвостик?
Две девицы-красавицы -Хвостик мой пошёл гулять
Смотрят и смеются, Он вернётся ровно в пять!
– Ха – ха – ха, ха – ха – ха!
Как нам жалко петуха!
Хозяюшка: Всё-то вы знаете! А что такое хвост?
Дети: Это часть тела животного.
Хозяюшка: Тогда помогите мне узнать чей это хвост?
Дети садятся за стол. Рассматривают картинки с изображением хвостов животных и по очереди их называют.
Логопед: Мы Хозяюшка ещё и загадки умеем отгадывать.
Домик плавает и ходит, Он носом в землю постучит
Травку щиплет, воду пьёт Взмахнёт крылом и закричит,
Вы не знаете ребята Кричит он даже сонный,
Кто та в домике живёт. Крикун неугомонный.
( Дети отгадывают загадки, называя где «спрятался» звук «Х» в отгадках).
Определение места звука в слове.
Хозяюшка предлагает детям обвести по трафаретам отгадки и заштриховать их.
Развитие мелкой моторики.
Дети дарят свои рисунки на память Хозяюшке.
Хозяюшка: Ребята, части тела животных вы назвали, а части тела человека вы знаете?
Логопед: Мы не только их знаем, но и показать сможем.
( Дети рассказывают стихотворение и показывают части тела).
Есть на пальцах наших ногти
На руках запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове,
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски
И глаза что так близки.
Щёки, нос и две ноздри
Губы, зубы посмотри!
Подбородок под губой,
Вот что знаем мы с тобой!
Логопед: Много вы частей тела знаете, а знаете ли вы, что каждая из них выполняет свою функцию – работу. Здесь нам и пригодится волшебный мячик-ёжик. Каждый подумает и скажет, что можно делать: руками, ногами, зубами.
(Дети передают мяч по кругу, называя глаголы-действия).
Логопед: Пока вы играли, не забыли новый звук и слова с этим звуком?
( Дети припоминают слова со звуком «Х»).
Хозяюшка: Ребята я тоже знаю слово и в нём тоже есть звук «Х». Это слово – хоровод. Где в этом слове «спрятался» звук «Х».
Логопед: Ребята, мы с вами тоже знаем, что такое хоровод, давайте покажем.
Дети встают в хоровод, поют, выполняют хлопки, имитируя движение игры на дудке, танца.
На зелёном лугу, их вох!
Раз нашёл я дуду, их вох!
То не дудка была, их вох!
Веселуха была, их вох!
Стал я в дудку играть, их вох!
Стали все подпевать, их вох!
Стали все подпевать, их вох!
Стали в дудку играть, их вох!
Стали в дудку играть, их вох!
Стали все танцевать, их вох!
ВСЁ!
Итог: Логопед благодарит детей, а Хозяюшка приглашает их на угощение.
Подготовила: учитель – логопед
Алантьева Милена Сергеевна
Рекомендую прочесть:
|
|
|

Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:
- Конспект [Покров – натопи избу без дров]
- Конспект открытого фронтального занятия
- Конспект комплексного занятия [Путешествие в космос]