Главная » Конспекты логопедических занятий» Конспект досуга для детей подготовительной к школе группы на тему [Как древние люди общались друг с другом]

Конспект досуга для детей подготовительной к школе группы на тему [Как древние люди общались друг с другом]

Комиссарова Н.В.

Учитель-логопед ГОУ д.с. 1095

Цели:

  1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях;
  2. показать значение общения между людьми;
  3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям;
  4. развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
  5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
  6. развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Оборудование:

Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи,  береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки. Презентация для интерактивной доски с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями».

СКАЧАТЬ СЛАЙДЫ к данному занятию

Ход занятия:

I. Орг.момент.

– Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени.

II. Сообщение темы.

– Как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)

– Вы хотите научиться писать?
– Как вы думаете, легко это или сложно?

– А человечеству легко было научиться писать?

– Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло?

– Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность.

III. Этапы развития письма.

– Но как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: кого ещё можно было там встретить?

Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных.

– Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей).

– Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим?

– Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет.

Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

– А чем люди отличаются от животных?

– Что значит «общаться»?

– А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?

– Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?

– Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко.

Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра). Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)

– А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама).

2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем.

  1. Динамическая пауза.
    – Слышали сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь:
    Зовёт на помощь барабан               шагаем по кругу
    Идём врагов прогнать
    Прогоним тут                                  выпады вправо-влево, имитируем
    Прогоним там                                 удары копьём
    И будет враг бежать.                      бег на месте

– Тихо все сели. Молодцы,  помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться?  (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Что можно сообщить таким способом?
Многие племена завязывали узелки разных цветов,  так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?

V. Рисуночное письмо.

– Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. Что это такое?

– Береста – это верхний слой коры берёзы (раздаю бересту детям), раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. Попробуйте сами.

– Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено?

– Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним  учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь написано?

– Почему столько разных мнений у нас появилось?

– О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо».  Папа Таффи сломал копьё на рыбалке,  попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала   «записку» и передала через незнакомца маме.  Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.

Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?

Закрепление изученного материала.

Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки.  (раздаются  дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

Давайте попробуем прочитать письмо Васи.
– Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей).

VII. Итог занятия.

– Какими способами общались древние люди?
Удобны эти способы?
– В следующий раз мы узнаем о возникновении алфавита.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Конспекты логопедических занятий:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



2 комментария на Конспект досуга для детей подготовительной к школе группы на тему [Как древние люди общались друг с другом]
  1. galina:

    Занимательно! Неожиданно! Спасибо!

  2. alisa:

    Большое спасибо, очень интересно!

Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять