Главная » Логопеду в помощь» Методы и приемы коррекционно-развивающего обучения в практике работы воспитателей младших и средних групп

Методы и приемы коррекционно-развивающего обучения в практике работы воспитателей младших и средних групп

Федосеева Н.А.,

учитель – логопед высшей квалификационной категории,

МБДОУ ДСКВ № 88, г. Нижневартовск

Наше дошкольное учреждение в течение 12 лет работает по программе «Развитие» Л.А.Венгера. В ней особое место отведено ознакомлению детей с логическими отношениями. Для этого на занятиях предлагается использовать различные картинки, рисунки  и схемы.

Я хочу познакомить  воспитателей со схемами и моделями, которые помогут им в обучении детей рассказыванию и пересказу сказок.

В средней группе продолжается работа по обучению детей монологической речи. Но на пятом году жизни у ребенка еще не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий. Детям постоянно нужно подсказывать и напоминать.

Я хочу предложить воспитателям некоторые пособия, которые используются в коррекционной работе, в частности схемы, которые можно использовать при составлении описательных рассказов. Данными комплектами можно пользоваться во всех возрастных группах, начиная со второй младшей. Разница будет лишь в том, какое количество схем – карточек будет предложено детям: 2 – 3 – в младшей группе, 5 – 6 – в подготовительной.

Тема «Овощи и фрукты»


План рассказа.

1. Что это? (овощ или фрукт).

2. Где растет?

3. Какой на вкус?

4. Какого цвета?

5. Какой формы?

6. Какой на ощупь?

7. Что из него готовят?

Детей пятого года жизни учат пересказывать художественные тексты. Рассказам детей свойственны длительные паузы, которые не всегда свидетельствуют о том, что забыт текст. Наблюдения показывают, что дети, не имея навыка оперирования словами, пытаются воспроизводить фразы текста дословно и тратят на это много времени. Для того, чтобы этого избежать  можно использовать для пересказа такие модели.

Сказка «Три медведя»


Устойчивость восприятия, особенно младших дошкольников, невелика и ослабевает  при  однообразной  и  одноплановой  деятельности.   Поэтому  я предлагаю в занятия включать задания на закрепление пройденного материала. Например, на дифференциацию понятий «овощи – фрукты», «домашние – дикие животные» и т.д. Эти задания так же можно использовать во всех возрастных группах, начиная со второй младшей. Разница будет лишь в количественном соотношении предложенных заданий, например в младшей группе – 2 предмета, а в средней группе – 4 предмета.

Младшая группа                                                        Средняя группа


Речевые функции тесно связаны с пальцевой моторикой. Это было подтверждено исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В. Антакова – Фомина, М.И.Кольцова, Е.И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Работа по развитию движений руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, важно не допускать скуки и переутомления. Графические упражнения лучше подбирать такие, чтобы они перекликались с изучаемым материалом.

Задание «Дождик». Цель данного задания – провести прямые линии от каждой капельки до земли. Усложненный вариант: провести прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу. По ходу выполнения задания еще раз можно поговорить с  детьми об осенних признаках.

Младшая группа                                                        Средняя группа


Знакомясь с дикими и домашними животными, детям предлагается обвести его по контуру, не отрывая карандаш. По ходу выполнения задания так же можно решать различные задачи: сенсорные – закрепить цвет животного и речевые – назвать ласково, показать, какой голос подает взрослое животное, а какой – детеныш, т.е. попутно работать над просодической стороной речи.

Рассказывая о транспорте, детям предлагается провести прямую или  волнистую дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки, чтобы автомобиль не попал в аварию. Попутно можно спросить, как гудит самолет, какой сигнал подает машина.

Знакомясь с овощами и фруктами, предложите детям заштриховать какой-либо из них. Выполняя это задание, можно спросить у детей про цвет, форму и вкус.

И еще один материал я хотела бы предложить воспитателям. С помощью данных упражнений можно развивать зрительно – пространственные ориентировки, воображение, активизировать внимание и зрительную память детей путем сличения предмета с его силуэтом и составления пары «предмет – силуэт».

Таким образом,  использование на занятиях разнообразных схем и моделей, а в совместной деятельности различных графических упражнений способствует развитию речи, тонкой моторики,  координации движений руки.

Литература:

1. Венгер Л.А.  «Развитие» – Москва, 2001 г.

2. Ушакова О.С. «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» – Москва, Творческий центр, 2002 г.

3.Гаврина С.Е., Кувятина  Н.Л. и др. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» – Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Нравится

Автор:

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики -
Логопеду в помощь:


СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Получай Занятия по развитию речи на Email:



Один комментарий на Методы и приемы коррекционно-развивающего обучения в практике работы воспитателей младших и средних групп
  1. я думаю, такую схему работы можно использовать не только в логопедии. можно и воспитателям использовать данный метод занятий. вариант оптимальный и прекрасно воспринимается детьми из-за отсутствия сложностей. Мне очень нравится!

Оставить отзыв, задать вопрос

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять